Проповедь в день церковного новолетия
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня за богослужением мы читали зачало из Евангелия, повествующее, как Господь наш Иисус Христос пришёл в тот город, где Он жил и возрастал, как Он зашёл в синагогу, и Ему дали книгу, и Он зачитал то пророчество, которое говорило о Нём:
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедывать лето Господне благоприятное. И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:18–21).
Тем самым Господь явно показывает всем присутствующим, что Он — Спаситель — пришёл к людям и призывает всех к присутствию Божию. О таком присутствии Божьем мы сегодня молились в течение всей Божественной литургии.
Но, странное дело, люди, которые наполняли тогда синагогу удивлялись, откуда у Этого Человека столько премудрости, ведь не Иосиф ли Он сын, не сёстры и братья его здесь посреди нас? То есть явился такой соблазн у людей — доверие своему зрению, своему уму, самому себе.
А что происходит сегодня с нами?
Святые Отцы научают нас, что начало всех дел, всех духовных деланий, начало последования Христу — это целомудрие и воздержание. И это борьба, прежде всего, с самим собой. Потому что без воздержания человек не может иметь ни страха Божия, ни памяти смертной и, конечно, он не пойдёт за Христом и не возьмёт креста своего (Мф. 10:38).
Нам необходимо воздержание во всём — воздержание в своих мыслях и чувствах, в своей воле, потому что все мы имеем повреждённые чувства, разум и волю, и поэтому зачастую мы ориентируемся только на свои предпочтения, которые внутри нас диктует нам наш повреждённый ум.
Мы часто говорим: «Да мы знаем этих людей, мы знаем это время, мы сами понимаем и имеем свой опыт!»
А святые Отцы научают нас, чтобы последовать Христу, чтобы научиться Ему доверять, прежде всего надо научиться не доверять самому себе. И всем своим умом, чувствами и всеми своими силами стремиться к исполнению заповедей Божьих, поскольку заповеди Божии — самое простое и самое близкое дело нашего спасения. И, конечно же, искать не каких-то больших подвигов, которые мы полагаем исполнить, но жить в простоте и доверии к воле Божьей, и в том числе, когда человеку случается что-то не по его желанию.
Святые Отцы говорят: терпите всё находящее на вас, ибо это и есть святая воля Божия. А бывает так: человек церковный, читает Евангелие, ходит в храм, но вот случается ему потерпеть нечто от ближних, и он уже восстаёт, считает себя недостойным таких событий и таких к нему отношений...
Но тогда в чём воля Божия?
Господь, провидя наше внутреннее состояние, наше повреждение на сегодняшний день благословляет, попускает нам те или иные события, которые нам надо принимать с благодарением. Поэтому две вещи — недоверие к себе и благодарение к Богу — делают возможным нам принять Его святую волю. Аминь
Причастников поздравляем с принятием Святых Христовых Тайн. С Праздником!