Проповедь в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, день памяти преподобного Исаакия Оптинского. О верности
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Верность! Какое огромное значение имеет она для каждого христианина.
Храня верность Христу, святые мученики шли на смерть. Они нисколько не сомневались в том, что им предстоит преодолеть страдания и ужасную боль. Истекая кровью, они были верны Господу до смерти. Потому что, прежде всего, сохраняли требовательность к себе, не обращая внимания на тех, кто не вынес страданий и отпал от Христа.
И разве страдая, кто-либо из них сказал в сердцах: «За что Господи? К чему такие мучения?» Нет. Каждый из них знал, что именно так Господь испытывает святую верность.
Но не только мучениями Господь испытывает и проверяет душу каждого христианина. Он ведёт нас тернистым путем, на котором многие спотыкаются и падают, но затем снова поднимаются и идут вперёд по пути спасения.
Даже святой апостол Пётр трижды отрёкся по немощи человеческой. Но кто может сказать, что он не возлюбил Христа?
Как небо, затянутое тёмными облаками, хотя и видится нам серым, всё же оно не меняет свой цвет и остаётся синим. Так и душа человека, вставшего на путь спасения, хотя иногда по немощи своей и склоняется ко греху, но всё же остаётся Божией.
Посему и наши преподобные Оптинские старцы часто говаривали: «Прежде смерти человека, нельзя в нём отчаиваться. Ибо Господь может уже на смертном одре поднять павшего и спасти».
Наш Оптинский старец преподобный Исаакий (Антимонов), память которого ныне совершается, с юности полагал по две, а то и три тысячи земных поклонов ежедневно. Более полувека послужил Господу в монашеском чине. 32 года нёс настоятельский крест. Именно при нём расцвело древо Оптинского старчества в нашей святой обители.
Как-то один знатный человек, который много помогал строительству храмов и монастырей, попал в беду. Его оклеветали и посадили в тюрьму. Родственники этого страдальца обратились к отцу Исаакию за молитвенной помощью.
А когда, спустя некоторое время обстоятельства изменились и выяснилось, что человек тот невиновен, его отпустили, и он сразу же поспешил в Оптину пустынь к настоятелю отцу Исаакию. В беседе с богомудрым Старцем пострадавший спросил:
— Батюшка, я за всё благодарю Бога и знаю, что всё происшедшее со мной было не случайным. Но мне хотелось бы понять, для чего Господь попустил мне такие испытания?
Старец Исаакий, перебирая пальцами чётки, смиренно ответил:
— Это всё суды Божии, и нам они неведомы. Но польза от происшедшего с тобой есть. И она заключается в том, что ты увидел, кто остался верен тебе, не взирая на случившееся, кто не отвернулся от тебя, не обращая внимания на твоё положение.
И, действительно, человек тот понял, что из всего огромного количества друзей осталось лишь несколько верных ему, которые не поверили наветам врага рода человеческого и не пошли на поводу у лукавого.
Ещё преподобный старец Исаакий рассказал пострадавшему и о том, что всегда верен и неизменен может быть только Бог.
Как часто порой люди предают. Как запросто забывают добро и отвращаются от ближнего, как от прокаженного. А ведь Священное Писание требует от нас в осуждающих речах держать правило: «не верить».
Ведь там, где осуждение, там действие духа лукавого. А разве мы не отреклись от этого нечистого духа при Крещении? Как сильный ветер порой вырывает с корнями огромные деревья, так и предавший своего близкого подобен урагану, разрушающему всё на своём пути.
И горе тому, кто сеет соблазн в неокрепшие души, кто распространяет разного рода небылицы. Ибо делает это для того, чтобы оправдать себя, вместо того, чтобы идти путём спасения, который заключается в самоосуждении и самоукорении.
Давайте и мы посмотрим, верны ли мы своим близким, не предаём ли их, оправдывая свои поступки и осуждая их? Не отвернулись ли мы от них, как от прокажённых, поставив крест и клеймо?
«Верный в малом и во многом верен» (Лк. 16:10). И если кто не будет верным своему близкому, пусть тот знает, что он никогда не сможет быть верным возлюбленному Господу нашему Иисусу Христу. Ему же слава во веки веков. Аминь.