Проповедь в день памяти преподобного Илариона, старца Оптинского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
«Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24,13). Такие слова мы услышали сегодня в начале Евангельского чтения от Матфея, братья и сестры, в ознаменование важности главного принципа и инструмента в жизни христианина, который подходит абсолютно ко всем жизненным ситуациям, а именно, — терпения.
Терпение — это тот духовный инструмент, который Господь дал людям для того, чтобы справляться с любой трудностью, проблемой. Ибо терпение — это родная и любимая сестра благой воли и любимое чадо рассудительности.
Терпение нужно не только хранить, но и возгревать так же, как веру. Поэтому если мы посмотрим в Евангелие, в поисках ответа на вопрос: «кто спасется»? То мы увидим, что самый короткий и точный ответ в словах Евангелия от Матфея, который мы сегодня и слышали за богослужением: «Претерпевый же до конца, той спасется» (Мф. 24,13).
Ни тот, кто будет видеть ангелов, ибо в Патерике сказано, что видел один старец в течение двух лет серафимов, воспевавших перед престолом Божиим небесные песни, и слышал неизреченные глаголы, а потом пал и погиб. Ни те, кто исцелял и пророчествовал, ибо если человек не имеет любви, то даже если он пророчествует, то он ничто (ср. 1Кор.13,1–14,5). Ни те, кто отличается какими-то особенными дарованиями или знаниями, а именно тот человек, который терпит и терпит именно ради Христа. Потому что в этом терпение и есть выражение сути крестоношения.
Сегодня мы в этом году предпоследний день празднуем Попразднство Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. И в этот день нам, братия и сестры, не лишним будет вспомнить, что Крест — это и оружие, и знак терпения, одновременно, потому что невозможно донести его, а не только дотерпеть страдания на нем без терпения. А терпеть надо до конца, как Христос терпел, страдая на Кресте. Мы должны помнить всегда, что с Креста не сходят, а с Креста снимают. Поэтому терпение нужно проявлять до предела, не давая себе расслабляться в этой жизни.
Единственно, что терпение необходимо проявлять с рассуждением. Почему? Потому что, как апостол Павел писал про наши времена, «любы умалится», по-церковнославянски, и это значит любви станет меньше между людьми. И некоторые бессовестные люди, безбожники и атеисты, в наши дни пользуются терпением христиан и начинают над ними издеваться и приносить вред на работе или в семье. Поэтому всё должно быть в меру, и терпение тоже должно быть соединено с рассуждением.
Нам, братия и сестры, нужно помнить о том примере, который мы увидели в житие преподобного отца нашего Илариона Оптинского.
Вообще, любой старец Оптинский — это своя отдельная книга, а вся плеяда Оптинских старцев — это многотомник мудрости. Каждый старец отличался каким-то особым житием, особым духовным дарованием. И до сего дня, вам подтвердят паломники Оптиной Пустыни и монахи, люди прибегают к определённым старцам с определенными просьбами. И вот к старцу Илариону люди обращаются в болезнях и жизненных обстоятельствах, когда кто-то кому-то вредит или создает не самую лучшую обстановку на работе или в семье.
Старец Иларион отличался удивительной рассудительностью, терпением и снисхождением к людям. Дело в том, что он не сразу пришел в монастырь. Мы часто думаем, что такими святыми становятся люди, которые с детства пребывали в христианской атмосфере, но далеко не всегда так происходило. И далеко не всегда молодыми приходили в монастырь. Сам старец Иларион был в миру до тридцати трех лет, это очень большой возраст для того времени. Господь неслучайно его направил по такой жизненной стезе: старец научился терпеть других людей и любить их деятельно. Жизнеписатель его доносит до нас интересное свидетельство, о том, что Старец тех, кто с ним работал в миру в артелии, научил по-церковному петь, молиться, прилежно трудиться и не сквернословить. А это великое дарование надо иметь, чтобы в миру, в артелии, приучить к такому труду и такому отношению людей друг другу. Через несколько лет, когда он уже был в Оптиной послушником старца Макария, который отличался особой строгостью, и претерпев до конца достаточно искусительное послушание келейника такого великого Старца, не расстратил духовных даров, но преумножил их, пользуясь и тем опытом, который он приобрел еще в миру.
Почему же Господь премудро ему судил прийти в монастырь в таких летах, довольно зрелых по тем временам? Потому что он должен был постепенно «впитать» ту науку, которая потом пригодилась ему через несколько десятков лет, когда уже умирал преп. Макарий. Тогда пришли к старцу Макарию все монахи и говорили «на кого ты нас оставляешь» (а он был духовником монастыря и скита), а преп. Макарий подозвал не самого старшего из братии, а Илариона, и сказал ему: «не оставь их». Преп. Иларион поначалу испугался этого служения, потому что он знал, какую ответственность он должен понести на себе, но старец Макарий снова подозвал к себе Илариона и строго сказал «не оставь их». Старец знал перед какой смертельной опасностью они уже стояли тогда: дух обмирщения, нигилизма тогда поглощал не только мирян и аристократов, но даже монашествующих, и этот дух вторгался в любой монастырь. Вспомним, когда ходил по России будущий старец Иларион, а тогда молодой артельщик, нигде ни в одном монастыре он не обрел такого упокоения для своей души, какое он ощутил в Козельщанской Оптиной пустыни и остался здесь с великим Старцем.
И нам, братия и сестры, надо ещё один факт помнить из жития преп. Илариона. Мы часто слушаем апостольское послание к Галатам, которое читается в храмах на праздник кого-нибудь преподобного. Мы слышим обычную для нас, христиан, фразу «тяготы друг друга носите» (Гал. 6,2). Так вот это была одна из любимых фраз отца Илариона. Когда к нему приходили люди, а это было, как правило, в двух случаях — или болезни, или ссоры. В случаях болезни он советовал примириться с людьми, «и тогда много болезней и немощей исцелит Господь». А когда раздоры, он советовал не просто примириться, но понести тяготы друг друга (ср. Гал. 6,2). Это не просто помочь сумку донести до трамвая и не просто помочь в работе, понести тяготы друг друга — это потерпеть недостатки ближнего своего, потому что мы все с недостатками, от самых образованных до самых невежественных людей, мы все в том или ином виде искалечены грехом, мы все духовно изранены. И поэтому, как толпа прокаженных вместе просила Господа «Сыне Давидов, помилуй нас» (ср. Мф. 9,27), а ведь там были и иудеи, и самаряне. Вот так же и мы давайте друг друга поддерживать. Тогда нас Христос наполнит духом мирным. А со стяжавшим дух мирен, по слову преп. Серафима Саровского, тысячи вокруг начитают спасаться. Даже не слыша от нас душеспасительных бесед, а просто соприкасаясь с духом мирным, люди начинают исцеляться и примиряться, успокаиваться душой.
Братья и сестры, дух мира и любви да пребудет с вами молитвами старца Илариона Оптинского, чтобы мы до конца претерпели и спаслись. Аминь.