Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь ко дню памяти пророка  Малахии

День памяти пророка Малахии. Что мы о нем знаем? Последний пророк, чья книга находится в Ветхом Завете. Он и по времени и по написанию книги был последним из пророков. Жил во времена царя Ездры, принимал участие в исходе евреев из Вавилонского плена. Книга его, как нам объяснят в академическом издании содержит пророческую часть, в которой говорится о том, что скоро наступит время, когда придёт Спаситель и можно будет Богу молиться в любом месте и в любое время. Не только приносить жертвы в Иерусалимском храме. И вторая часть его пророческой книги «Се Ангел Господень» про Предтечу говорит и предсказывает его. День смерти неизвестен, как и у всех пророков. Я думаю именно благодаря второму пророчеству, благодарю тому, что Малахия говорил о Предтече, день памяти его назначен сегодняшним днём. Ничего больше о нём неизвестно. Какой человек был? Что думал? Как говорил? О чем страдал? Кого любил? Сколько лет прожил? Ничего… Как они жили вовсе? Как все те, кто были рядом и вокруг него. А ведь так не должно быть. Не даром святая Церковь говорит нам помните его, помните его день.

Давайте подумаем и давайте вспомним, что для нас этот пророк? Представитель чужого народа, ничего общего. Все те обличения, которые он пишет мы читаем в книгах. Ну да, ну обличает он иудеев, мы то не иудеи, мы  уже живем в Новом Завете,  к нам их грехи  не относятся, мы же жертву  не приносим. Был он пророком. Мы знаем, что Господь посылает этих пророков, посылает их к царям, посылает их к князьям. Пророки разные, есть царского рода, как Исаия, а есть обычный пастух, как пророк Осия, совсем обличённый нигде не обучающийся. И они идут, они идут к царям,  к сильным мира сего и прямо в лицо говорят и ничего не боятся, а их боятся. Цари боятся, скрываются от них, отсылают их от себя подальше, не хотим. Сделать с ними практически ничего не могут, ну кроме Исаии, того казнили, и Иеремию, того народ побил камнями. А так боялись и трепетали. А почему? Что же такое пророческое служение? Иоанн Златоуст приводит пример: неправедный Царь Ахава, несмотря на то, что Господь ему сказал: «Ты одержишь победу над войском, казни их, не оставляй их в живых , они нечестивы и они раз за разом будут нападать и уничтожать твоих людей, казни». Нет, Ахав как будто не слышит, он пощадил пленного сирийского царя и посадил себе на колесницу и воздал ему почести и отпустил его наградив. И вот тогда, говорится в Священном Писании, некий муж пришёл и говорит другому человеку, во имя Господня ударь меня . В Библии «зауши»  не значит просто дай пощёчину, это значит сильно ударь. Другими словами покалечь меня. И тот мужчина был в недоумении: «За что мне тебя бить, за что мне тебя калечить?» Нет. Я такое делать не буду. И пророк ему говорит: «За то, что ты не послушал волю Божью, выйдет лев и растерзает тебя». И подходит пророк к другому и говорит: «По слову Господню зауши меня». И тот заушил его и покалечил, и так покалечил, что даже смотреть не мог. И пол-лица пришлось пророку перебинтовать. И Златоуст спрашивает, а в чем же дело? Это как? Причинивший зло похваляется, тот кто хотел сделать добро наказуется и убивается в чем же дело? В том, что мы с вами, живя в миру, очень часто забываем ту простую истину, которую помнил и знал всякий пророк, живший до прихода Спасителя. Они знали одно и правду, и зло, и ложь, и добро. Это всё условности. Добро является лишь то, что сказал Господь, злом является всё то, что лежит против воли Божьей и они это знали. И они этим жили и потому их боялись все. Даже цари. Перед этой правдой Божией, перед этими сердцами, перед этими личностями , которые уже не сами жили.

 Ну что мы знаем про кого-то из пророков этих? Что мы знаем про Предтечу? Величайший пророк…Что про него мы знаем? Практически ничего. Они все растворились, они все перестали быть самими собой для того, чтобы быть голосом Божьим. Для того, чтобы быть здесь проводниками воли Божьей.

Этот избитый, покалеченный пророк зачем ему это нужно было? Оказывается, царь Ахав, совесть-то его укоряла и он повелел никого из пророков к себе не допускать. Но Господь устроил так, что покалеченного пророка с перевязанным лицом стража не узнала и он подошёл к царю и сказал то, что должен был сказать: «Так как Ты пощадил мужа пагубно, твоя душа будет вместо души его, и твои люди вместо людей его». Господь найдёт способ и найдёт путь, по которому каждому человеку откроет Свою волю Божью о нём. 

Теперь совсем вкратце. Так ли уж сегодняшний пророк нам чужд и непонятен? Он малый пророк, ведь есть четыре больших по написанию книг Ветхого Завета пророческих, есть 12 малых. Вот он  один из малых, да ещё и последний. Что там для нас, ну иудеям, вот пусть они и читают, нам-то что? Не поленимся, откроем и я думаю первая строка заставит нас задуматься: «Слово Господне ко Израилю через пророка Малахию» (Мал. 1:1). Если слово Господне это уже не может быть временно, это не может быть локально. Для какого-то определенного народа или какой-то определенной области это слово Господне уже по одному этому оно важно для каждого живущего во все времена и дальше. И как же это слово начинается? «Я возлюбил людей Своих, говорит Господь. Я возлюбил людей Своих, а они Мне говорят, в чем Твоя любовь к нам?» (Мал. 1:2)  Боже, да разве это не мы? Разве это не про нас? Разве малая неприятность, которая случится в жизни, а если не малая, а если скорбь, а если болезнь и первая мысль: «Мне-то за что ? Уж я то …» А за то, что возлюбил Господь. И если раб почитает господина своего, если сын почитает отца своего, дальше пишется пророком Малахией, то как же вы называете Меня Отцом и не уважаете Меня, называете Меня Господом и не благоговеете передо Мной? Как же это так? Как же мы так живем? Что говорим Отче Наш… Всем Господь сказал через Малахию, и священникам сказал про те Дары, которые приносит священник и не достойно: «зачем ты приносишь слепое, не худо ли это? Зачем ты приносишь хромое и убогое, не худо ли это?» (Мал. 1:8) Я приношу жертву отвечает священство, да твоя жертва не угодна, посмотри на себя. Каков ты, такова и твоя жертва.

 Мне кажется каждому из нас надо чуть-чуть, совсем немножко приложить труда, потратить немного своего времени и это совсем немного, там всего 4 странички. Это и есть малый пророк Малахия. Это то, что дошло нам от него. Это то, что от него вообще осталось в памяти истории этой земли. Больше нигде, ничего мы про этого человека не узнаем, но нам надо услышать. Не даром сегодня в день его памяти Господь нам говорит прочитайте, это касается и вас тоже. Каждого из вас. Не поленитесь, потому что если вы не захотите, если вы отвернетесь, ведь кого-то придётся заушить, чтобы он покалечил, пришёл к нам. Может быть не в прямом смысле, может быть этот человек будет неизлечимо болен, может быть это будет инвалид, а может быть это будет человек с раной душевной, не знаю. Кто-то пострадает для того чтобы мы посочувствовали, для того чтобы мы захотели услышать волю Божию о себе. Не дадим никому пострадать, никому не причиним зла, будем благоговейны,  благоразумны. Обратимся сами к Тому, Кого мы называем своим Отцом и Господом.

иерей Александр Назин