Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь на праздник святых жен-мироносиц

Сейчас по всем православным странам, но в основном у нас в России, проповеди начинаются со слов о том, что мы празднуем праздник тех, кто первые увидели Христа. Ну и конечно благочестивое поверье идёт в народе, хотя любой грамотный богослов знает, что у святителя Григория Паламы сказано в проповеди на один из Богородичных праздников о том, что первым явился Христос именно Своей Матери, как явился Он в этот мир, через Неё, так и возвратившись в этот мир, Он вернулся и явился в первую очередь своей Матери, как самой тяжело ожидавшей Его возвращения, прочувствовавшей это, но не чаявшей Его увидеть. Но почему же Евангелие от нас это скрывает?

Святитель Григорий Палама объясняет, что если бы только апостолы знали этот факт, если бы они об этом рассказали, то иудеи тут же бы придумали сплетни о том, что мать этого лжепророка из Галилеи обезумела, пустила слух, и его подхватили ученики, и лжеучение распространилось бы с этим уже фактом. Поэтому апостолы скрыли этот факт, но при этом упомянули о двух фактах, которые, казалось бы, противоречат. У апостола Павла написано, что первому явился Христос апостолу Петру, но это Он явился первому среди апостолов, а мы знаем, что первым увидели ангела, который возвестил, а потом и самого Христа, именно жены-мироносицы. И сегодня мы празднуем праздник в том числе и их, именно не ошибаясь говорю, в том числе и их. Почему? Потому что сегодня праздник тех, кто предан и верен до предела Господу. Сегодня мы празднуем не только память жен-мироносиц, но и Иосифа Аримафейского и Никодима, которые несмотря на то, что были богатые люди, состоятельные, знатные, даже были членами синедриона. А вы знаете, когда человек обладает властью и богатством, ему труднее отказаться от этого, гораздо труднее сделать какой-либо благородный, а тем более религиозный поступок, который будет осуждён его же друзьями и знакомыми, сослуживцами или с теми, кто находится с ним в политической партии, поэтому их подвиг тоже чтится Церковью вместе с женами-мироносицами. Потому что и Иосиф Аримафейский, и Никодим, и жены-мироносицы проявили предельную преданность Христу и верность Ему. Это то, что превозмогает любые законы человеческого бытия. Ведь по закону Иуда предал Господа, Господь явил Себя как Господь и Бог на этой земле, и Иуда, воспользовавшись этим, пошёл и предал Его, казалось бы, по ветхозаветному закону. Также из-за этого закона когда-то пострадал апостол Пётр, увидя, как Христа во дворе Каиафы предают гражданской и религиозной казни и извергают Его из религиозного общества богоизбранного народа. Но это была показательная казнь, когда плевали и били, он трижды отрёкся, не зная даже, что же он делает. Почему? Потому что он не мог представить, что с Тем, кого он видел в славе божественной, он увидел оплёванным и избитым, и его самого могли заставить сделать то же по отношению ко Христу. Разбежались апостолы во время того, как в саду появилась храмовая стража, хотя она им не угрожала. И вот мы видим картину: окровавленный Христос на Кресте, глумливая толпа, которая кричит ну что же Ты, который пообещал за три дня создать Церковь, сойди с Креста. Между этой толпой язычниками, легионерами и истекающим кровью Христом жены-мироносицы, Богородица и Иоанн Богослов, люди, которые не побоялись быть опозоренными, не побоялись быть извергнутыми из общества израильского, они не побоялись того, что любой из членов синедриона мог подойти к легионерам и сказать, а что вы смотрите на этих, они сподвижницы этого самого преступника, возьмите, мы должны допросить. Об этом знали жены-мироносицы, но не отошли от Креста.

И вот этот подвиг особо чтился ещё с древних времён. Поэтому праздник жен-мироносиц, память их подвига чтится сугубо Церковью. Потому что в этом именно подвиге жен-мироносиц и Никодима и Иосифа Аримафейского соединилась безмерная любовь, с предельной преданностью своему Господу и Спасителю. Любовь и преданность, которые соединились в то самое деяние, которое прославляется вот уже две тысячи лет всей вселенской церковью и которые является для нас всех примером. И до сего дня жены, пришедшие в церковь, как образец берут для себя жен-мироносиц и, по сути, они таковыми и являются.

Вспомним, что сделали жены, которые были около Христа и заслужили именование мироносиц, когда шли ко Гробу, они, казалось бы, шли делать абсолютно глупое дело, с точки зрения мирской. Гроб Христа был запечатан, Он уже был дважды помазан, сначала той самой блудницей, незадолго до смерти, и так премудро сделал Господь, потому что самого Христа похоронили наспех и Его даже не омыли, только успел Иосиф и Никодим помазать Его и на плащанице Господней, которую на западе называют туринской, которая до разграбления Константинополя крестоносцами хранилась в этом святом граде, так вот это отчетливо видно, что Тело осталось не омытым, единственный, кто омыл Его, это слезами своими та самая блудница ещё до страданий Христовых. И вот как раз после того, как уже запечатали Гроб, очнулись ученики и жены-мироносицы решили всё-таки соделать то, что обязательно делают с усопшим - омыть и намастить как полагается благовониями. И главный вопрос для них, мы его часто слышим, когда в пасхальные дни слышим Евангелие, кто отвалит нам камень от Гроба? И действительно, как они могли идти и на что надеяться если Гроб они сами видели уже был запечатан. Почему они так поступили? А потому что любовь Господня вела их туда, потому что сам Господь Своей благодатью уже присутствовал и призывал их к себе и они не могли от этого призыва отказаться; их сердце влекло ко Гробу Господню, потому что ожидание прикоснуться хотя бы к тем стенам, за которыми лежит Тело их Учителя было гораздо сильнее страха этой охраны, увидеть печать на Гробе, за которой лежит их Спаситель и избавитель. И вот они увидели то, что не чаяли ни одни люди в этом свете, увидеть Ангела, который возвестил им о Воскресшем Христе.

Да, мы с вами помним известную шутку святителя Филарета Дроздова, которого как-то аристократки спросили за чаепитием пасхальным, а почему именно женам-мироносицам в первую очередь явился Спаситель Воскресший? На что святитель Филарет ответил: «Потому что ваш род любит очень языком чесать, вот чтобы быстрее распространилось известие о Воскресшем Спасителе». Но, с другой стороны, Господь явился именно тем, кто больше ожидал, а любящее сердце женское, оно же ждёт десятилетиями порой, это мы знаем, особенно в нашей стране это хорошо знают, когда матери ждали после войны своих мужей и сыновей, до конца своих дней и это ожидание гораздо сильнее, чем законы человечества, потому что в конце-то они получили что ждали. Когда они преставились, они увидели своих любимых и вот в этом-то заключается сила христианства, не бывает такого в нашей церковной жизни, чтобы то, что мы с любовью ожидаем и молим Господа, не сбылось с нами. Рано или поздно отирает всякую слезу Господь, исполняет всякое искреннее желание с любовью и горением и всякое страдание приводит к славе и радости и блаженству небесному. Потому что иначе не может поступить Бог любви. И в этот день мы как раз празднуем тех, кто прославили Господа прежде своей любовью и преданностью и верностью Ему. И когда у нас мужчины читают домострой или повеление о том, что мужчина - глава церкви, и церкви домашней, я хотел бы напомнить одно изречение, которое ставит иногда в ступор некоторых мужчин. Когда апостол говорит: «тело жены принадлежит не ей, но мужу, а тело мужа не ему, а жене». Это высшая степень преданности друг другу, это высшая степень отношений друг к другу, когда мы принадлежим друг другу, отдаём себя с доверием, как Богу, но своему ближнему, с которым мы должны дойти до конца этой земной жизни. Вот почему в церкви запрещалось разводиться, потому что в этом заключалось действие сугубой любви Божией, претворяемой в действиях, которые мы называем семейной жизнью, которая ведёт к совершенству, высшему, духовному.

И сегодня мы как раз празднуем праздник, в котором мы вспоминаем подвиг тех, кто показал, как надо любить, как нужно быть преданным, тех самых жен, которых почитали даже на Руси. Было такое у христиан, особенно в северной Руси, такое грубоватое название этого праздника «бабьи именины». Удивительно, но в этом слове гораздо больше смысла, чем в той формулировке, которую сейчас приписывают этому празднику, а именно «православное 8 марта». Во-первых, 8 марта основано безбожниками, причём воинствующими, по сути, во-вторых, этот праздник, как сказал один из ведущих либералов на телевидении, глубоко оскорбителен для женщины: «Почему только один день в году она имеет право быть любимой и принимать внимание сугубое от своего мужа?» Это вообще мужья должны делать круглый год, как и она заботится о муже и детях, так и муж должен заботиться о своей жене. И в этом-то и заключается смысл этого праздника. Мы не ограничиваем его одним днём, это целая неделя, седмица, в которой сугубо мужчины должны вспоминать, что родились они от женщины, которая любила их беззаветно, как самое дорогое явление для себя в жизни, порой даже сильнее, чем себя саму. И всем нам надо не просто учиться или принимать во внимание этот образ жен-мироносиц, а стараться в своей жизни, как когда-то жены-мироносицы, быть преданнее Господу, чтобы в конце концов нам всем в этой любви пребывать уже, чтобы эта любовь приумножалась в нас, и преданность свою с рассуждением проявлять и Господу и своему ближнему, с которым мы разделяем семейное лоно, чтобы нам усовершенствовать, перетереть свои недостатки, пускай даже в каких-то трениях семейных, чтобы уже чистым оком, не осквернённым встретить в Царстве Небесном Христа и воспринять ту благодать, которая когда-то заставила жен-мироносиц произнести слова, именно у жен-мироносиц они впервые прозвучали в этом мире: «ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!!!» 

Протоиерей Сергий Петряшов