Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь старца Илия на Оптинском подворье

15 мая 2015 года, в день памяти святителя Афанасия Великого, патриарха Александрийского, благоверных князей Бориса и Глеба (во святом Крещении Романа и Давида), служение Божественной литургии в нашем храме возглавил схиархимандрит Илий (Ноздрин), духовник братии монастыря Оптина Пустынь, духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 

Для всей братии Санкт-Петербургского подворья, сотрудников храма и прихожан посещение старца стало большим духовным утешением. После окончания Литургии старец Илий обратился ко всем присутствующим со словами проповеди.

По многочисленным просьбам вновь публикуем проповедь нашего дорогого батюшки.

Сегодня вспоминает Церковь память святых страстотерпцев Бориса и Глеба. Это два сына князя Владимира, которые были истинными христианами, первыми мученически пострадавшими в нашей Русской Церкви, и в то же время, они, исповедники и страстотерпцы, пострадали и как бы Церковь окропили своей кровью и своим мученичеством начало нашей Церкви. Всем небезызвестно, самому князю Владимиру в этом году у нас празднуется память, как почившему уже тысячу лет, ибо в 1015 году он скончался.

Сегодня Церковь воспоминает также память Афанасия Великого, патриарха Александрийского, который очень ратовал и много претерпел за исповедание, был участником I Вселенского Собора и, наряду с другими отцами, отстаивал чистоту Православной нашей веры.

В чём наша вера, мы все должны давать отчёт, в чём суть, почему мы её называем православной верой?..

Православно веруем мы, прежде всего во Христа Спасителя, и как мы всегда слышим на Отпусте «Христос — Истинный Бог наш», то есть во Христе Иисусе была Божественная сущность: Он воплотился, пришёл на землю, и даже сказано, «пришел не ходатай, и не ангел, но Сам Воплотившийся Господь».

Это и есть первая истина, что мы исповедуем во Христе Иисусе Божество, то есть Троицу. Нам, конечно, непостижимо, как во Святой Троице есть Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый... Это тайно, как многие вещи в жизни вообще непостижимы, непознаваемы, которые мы принимаем на веру и простоту нашей души... Но то, что признавая Иисуса Христа, как читается всегда в Евангелии и, особенно от Иоанна подчеркивается, что Бог это Истина, поэтому наше исповедание и есть, прежде всего, исповедание Иисуса Христа.

Далее, мы исповедуем Пречистую Божию Матерь, через Которую родился Спаситель, исповедуем святых апостолов, святых мучеников и всех святых, пострадавших за истину нашей православной веры...  

И благодатью Божией, Промыслом Божием постоянно сохраняется наша вера истинною. Мы должны постоянно замечать это действие благодати Божией, действие Святаго Духа, который действует в нашей Церкви.

Вот мы стоим в этом храме, и некоторые видели, каким он был безобразным, изуродованным... И вот Господь действием благодати нас сподобил тем, чтобы возродился этот храм, в который мы с радостью приходим, молимся, вместе Причащаемся, здесь исповедуем веру в наше спасение...

И вот, дорогие, будем истинно православными христианами, будем молиться, потому что на земле наша жизнь слишком коротка, слишком мала эта жизнь. И исповедуя веру, мы знаем отлично, мы убеждены в том, что мы здесь временны, но есть Вечность, то есть наша душа бессмертна.

Господь Сам пострадал, но Воскрес, и Он обещает то Воскресение, ту Вечную жизнь и нам. Он мог бы сразу сделать жизнь вечной для нас, ведь Он творил чудеса, покорял природу... Но что было бы? Мы здесь на грешной земле, и это было бы принуждением для нас, отчуждением нашей воли, потому что человек создан разумным и свободным существом. Поэтому Господь допускает нам жить в этом мире разумно и свободно: что мы приняли веру не принудительно, а добровольно исповедуем веру христианскую. Вот, представьте себе, если отнять что-либо от нашего существа, то человек не будет человеком, он будет чем-то другим, но не таким, каким его создал Сам Господь Бог, Святая Троица.

Вот, возлюбленные! И Господь дарует нам не в какой-то теории, но дал нам по существу всё для нашей жизни временной. Он указывает на Вечность нашей жизни, — она есть, как если мы видим предметы материальные, они все временного порядка, временного порядка стало и наше тело, потому что человек согрешил, и мы болеем, нуждаемся во всем материальном, но мы не вечны, вечна наша душа, вечно будущее — это наше воскресение. К этому постоянно Господь и призывает: «Ищите прежде Царствия Небесного», «Да знают Тебя, единого истинного Бога»... Жизнь вечная есть, и мы никуда не уйдём как от самой смерти, и от того что создал Господь и указал нам на будущую вечность, на Царство Небесное: «не видело око, не слышало ухо, и на сердце человеку не приходило, что приготовил Бог любящим Его», для нас спасаемых христиан. Так будем любить Господа, будем жить по воле Божией, по заповедям Божиим, по благодати, которую даёт нам Господь!..

Мы ещё празднуем Святую Пасху. Вы чувствуете, какую даёт нам благодать, какой радостью окрыляет нас Воскресший Господь... Мы поём так легко, так радостно петь нам Воскресение Христово, вот тропарь «Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ». Действительно, это отражается на нашей душе, нам даётся благодать чувствовать Воскресение Христово.  

Конечно, печально, когда проходят пасхальные дни... Господь восходит на Небо, Своею Плотию возносится. Но мы встречаем Святую Троицу, и Господь посылает снова благодать. Это плоды Страданий, Воскресения Господа, и Господь ещё раз подтверждает нам истинность веры своей благодатью, своей помощью нам в этом жизненном пути.

Помоги вам, Господи, Царица Небесная Матерь Божия, все святые!

Да будет милость Божия в этом храме!

Христос Воскресе! С Праздником!

Схиархимандрит Илий (Ноздрин)