Проповедь в день памяти Собора всех святых, в Оптиной пустыни просиявших

Сегодня, за торжественным богослужением, совершённым в день памяти Оптинских преподобных отцов и новомучеников, пело много детских голосов. Это великая благодать, это великая радость, потому что петь нашему Богу — благо и утешение. «Пою Богу моему, дондеже есмь», — говорит Дух Святой устами пророка Давида.
Петь Богу — великая благодать, замечательное служение и призвание. Дай Бог каждому человечку, который сегодня пел, — петь своему Богу до последнего издыхания.
Петь Богу — это красиво, это проникновенно. Потому что человеческое сердце, даже если оно каменное и очень жёсткое, всё равно сжимается, когда слышит пение настоящего верующего сердца. Оно тает, плачет, оживает.
Известен случай, по которому был написан рассказ: группа паломников попала в плен чеченским боевикам в известное время. Чтобы разогнать страх и утешить других, одна девочка стала петь. Услышав это, один из охранников сказал ей: «Пой, пой, остановишься — убью». И она пела много часов подряд. Когда же от усталости не смогла произнести ни слова, тот человек открыл дверь, бросил автомат и убежал. Он больше не смог быть боевиком, не смог больше убивать. Так каменное сердце растопилось огнём песнопения.
Но что делать, если петь не получается? Хорошо детям — у них талант, чистые, ангельские голоса и светлые души. А что делать пожилому человеку, или тому, у кого нет голоса, а петь всё равно хочется и нужно?
Апостол Павел даёт замечательный духовный совет: кто унывает — пусть поёт псалом, как может. Тогда и мелодии никакой не было — просто человек произносил слова с душой. Пение обладает чудесным свойством: оно прогоняет печаль и уныние. Попел псалом — и ушла печаль. Попел псалом — и уныния больше нет. Попел — и пришла сила: можно идти мыть посуду, заниматься с ребёнком, убирать, работать. Уходит та немощь, которая мешала подняться. Надо лишь перебороть себя и запеть — как можешь, как умеешь. Но петь человек должен.
С самых первых шагов Церкви Христовой люди пели. Умели, не умели — пели. Потом учились петь, пели всё лучше и лучше. Без пения Церковь стоять не может.
Вот открыли храм где-то в деревне: полтора дома — один целый, другой покосившийся. Приехал батюшка, надо служить службу. А петь некому. И сидит батюшка на пороге храма и плачет — некому петь. Идёт в избушку, говорит:
— Бабушка, спой!
— Так я, батюшка, не умею.
— Читать умеешь?
— Умею.
— Ну пой, как можешь, без нот, как сердце подскажет. Не могу служить службу без пения.
И с тех пор, во всех местах, где есть храм, молитвенный дом, хоть небольшая часовня — где возносится молитва Богу, там обязательно звучит и пение.
Молитва и пение — разные действия, но они неразлучны. Без пения Церковь не стоит.
Во времена гонений певчих, в том числе и в Оптиной пустыни, преследовали наравне со священниками, чтецами и псаломщиками. Все, кто мог организовать богослужение, были неугодны новой власти. Певчие страдали точно так же, пока их всех не выбили.
Когда в 1980-х годах начали возрождать церковную жизнь, в хоры брали порой людей неверующих, но умеющих петь. Настолько важно было пение! И тогда возник вопрос их воцерковления — нужно было научить их Христовой вере. Для этого требовались наставники.
Наставники нужны всегда и везде. Вас же учат петь, учат жить, учат грамоте.
В сегодняшнем апостольском чтении апостол Павел говорит: «Поминайте наставников ваших, ибо они день и ночь заботятся о ваших душах». Помните тех, кто вас учит. Это важнейший принцип человеческой жизни: помнить того, кто научил нас петь, читать, думать, молиться, ходить, водить автомобиль. Без наставников человек не может жить полноценно.
Почему это так важно? Потому что, если мы научимся чтить своих наставников, слушаться и доверять им, — мы научимся слушаться Бога. Ведь один у нас Наставник — Христос, и Он через человека учит нас тому, что нужно в жизни: петь, читать, молиться, трудиться.
Для детей это особенно важно. Они ещё не умеют жить по-Божьему: кровь бурлит, души стремятся к чему-то высокому или, порой, низкому. Но как сохранить душу в благодати, как уберечь её от духа века сего? Есть только один способ, установленный Богом в Священном Писании — слушаться своего наставника, доверять ему и слушаться.
Пока ты слушаешься того, кто тебя учит — водить машину, петь, молиться, учиться или строить, — Бог хранит тебя.
Слушается жена мужа — Бог хранит её. Слушается муж начальника — Бог хранит его. Слушается ребёнок родителя или учителя — Бог хранит его.
Бог хранит всех, кто слушается тех, кто поставлен над ними. И пока человек в своей жизни слушается хоть кого-нибудь, поставленного над ним, он никогда не будет оставлен Богом.