Проповедь в день памяти сщмч. Климента, папы Римского
Жаль, очень жаль, что мы совсем забыли этого человека. Но не то что бы забыли — его имя ещё пишется строчкой в наших календарях. Но в памяти нашей совсем его нет. А ведь уже в X веке его называли Солнцем церковным.
Своего угодника и нашего великого заступника священномученика Климента послал Господь неизреченной милостию своею из Рима в Херсонес, а из Херсонеса в нашу землю русскую, преизобильной благодатью своею, для спасения нас грешных. Сегодня мы совершаем его память — одного из семидесяти апостолов и любимого ученика апостола Петра. Того, кто после Петра, в самое мрачное время для верующих, в эпоху гонений, принял из рук святого апостола управление паствой в Риме. Давайте прикоснемся к его жизни хотя бы отчасти.
Он происходил из знатного и богатого рода. Отец, Фавст, был потомком царей, а мать — родственницей императоров Октавиана Августа и Тиберия. У них родились близнецы — Фавстин и Фавстиниан («маленький Фавст» и «ещё меньше Фавст»), а затем и третий сын — Климент. Семья была дружной и счастливой, пока однажды горе не разрушило их жизнь.
Причиной трагедии стал родной брат Фавста, охваченный нечестивой страстью к жене брата. Он всячески домогался её, а она, страшась позора, не знала, как поступить. Женщина, по понятиям того времени, боялась навлечь позор на имя мужа и свою семью. Несмотря на жизнь в язычестве, она оставалась целомудренной и чистой.
В отчаянии она подошла к мужу и сказала: «Мне приснился сон. Боги велели взять близнецов и отправиться в Афины на обучение, иначе мы все погибнем». Муж, озадаченный этим, согласился: «Коли так сказали боги, пусть будет так». Она уточнила, что уехать нужно на десять лет.
Фавст нанял корабль, загрузил золото, слуг и рабов, а затем отправил жену с детьми в это опасное плавание. Тогда каждое путешествие могло закончиться трагедией.
Так и случилось. Корабль не доплыл до Афин и разбился. Все на борту погибли, кроме женщины. Её выбросило на берег. Местные жители, увидев обнажённую, без сознания женщину, подобрали её. Когда она пришла в себя, оказалось, что у неё не было ни денег, ни возможности сообщить что-либо мужу. Она оплакивала своих погибших детей и оставленного в Риме младшего сына.
Одна женщина пожалела её и сказала: «Знаешь, я, вот, тоже потеряла мужа в молодом возрасте и с тех пор, несмотря на все предложения, храню девство. Давай жить вместе и вместе, может быть, мы добудем кусок хлеба — рукоделием или другим послушанием. Так они стали жить вдвоем. Мать продолжала оплакивать своих сыновей.
Но близнецы не погибли. Их подобрали морские разбойники и продали на невольничьем рынке почти за бесценок первой попавшейся женщине, которая мечтала о детях. Она воспитала их в любви, обучила и дала им всё необходимое.
Тем временем Фавст, не получив известий от жены, отправил своих слуг на поиски. Не найдя никаких следов, он сам отправился на поиски, оставив младшего сына Климента под опекой слуг. Он искал жену и детей, пока не разорился и не остался ни с чем, но решил, что не прекратит поисков.
Климент, оставленный на попечение слуг, вырос и получил блестящее философское образование. Но он был очень грустным, потому что помнил, что такое счастье и семья. Он думал о смерти и задавался вопросами: «Если жизнь так обманчива, что будет со мной после смерти? Каково это — умереть? Что будет с душой после смерти?». Никто из языческих мудрецов не мог дать ему ответа.
Однажды ему сказали: «Поговори с человеком, который знает ответы». Это был апостол Варнава. Климент долго беседовал с ним, а затем Варнава сказал: «То, что я тебе рассказал, ещё лучше объяснит другой человек. Иди к нему». И он отправился к апостолу Петру.
И как одним человеком может разрушиться семья, так другим человеком эта семья может собраться. Вся семья Климента пройдет через руки апостола Петра. Апостол Пётр покрестил Климента, узнал всю историю его жизни и стал участвовать в поисках потерянных родственников. И Господь соединил их с Петром одного за другим.
Петр встречает сначала расслабленную женщину, которая не может работать, сидит в пыли и просит милостыню. Это была мать Климента. За двадцать четыре года она разболелась. Ее приютила вдова молодого рыбака, но она тоже была в расслаблении, и есть им было нечего, пока не пришел к ним апостол Петр. Он же не просто подал милостыню — он подсел к ней, поговорил и узнал от неё не только про Климента, узнал и про близнецов, и тогда он посмотрел на тех, кто были всегда рядом с ним — а ведь с ним тоже были близнецы. И оказалось, что эти близнецы и были братьями Климента, были сыновьями этой матери.
Потом, в следующем своем путешествии, он встретит человека, который обратится к нему с вопросом и скажет: «По внешности ты необычайный человек. Могу ли я тебя спросить? Ответь мне на вопрос, мне изверившемуся, мне потерявшему все, мне, у которого всё рухнуло, ответь мне на вопрос: зачем боги нас так обманывают?».
Это был отец Климента — Фавст. И то, что ответил ему Пётр, то, что он ему сказал, перевернёт всю жизнь Фавста, перевернёт всю жизнь отца, а потом Пётр возьмёт его за руку, поведёт за собой и воссоединит семью.
Отец и мать перейдут в мир иной в любви и спокойствии, принятые и обласканные императорами, которые умилятся до слёз, услышав эту историю.
Близнецы будут ближайшими учениками апостола Петра, как и Климент, которого апостол Пётр назначит епископом Рима, то есть тем, кому он, уходя на смерть, отдаст паству, свое последнее завещание.
Но насколько было тогда плохо! Насколько было страшно назвать себя христианином. Об этом говорит тот факт, что Климент, когда стал епископом, первым делом послал в разные части города семь писцов, чтобы они переписывали имена убиенных христиан. Тогда в Риме творилась бойня. Тогда кровь христианская лилась рекой.
Под гонение попал и сам Климент. Но так как он был очень знатного и благородного рода, его не растерзала толпа, его не бросили на съедение зверям, его не сожгли, как смоляной факел. Его отправили в ссылку, и в ссылке, прибыв в Херсонес, в Понт, который находился около Херсонеса, привели его как заключенного на каменоломню, где трудилось очень много христиан.
И вот каково мировоззрение христианина! Как легко и естественно мы откликаемся, когда нам говорят: «Помолись, пожалуйста!» — «Да, конечно!» — отвечаем мы. Мы помолимся, мы попросим. И те, кто находятся в узах, видя перед собой епископа, тоже обращаются к нему: «Помолись за нас Господу, чтобы немного облегчить наше положение, чтобы хотя бы чуть больше еды, чтобы появилась вода…» У них её не было. Узники трудились под палящим солнцем, не имея даже глотка воды. «Помолись, чтобы Господь хоть немного облегчил наши страдания!»
А он, святой Климент, любимый ученик апостола Петра, отвечал им: «Я не стяжал такого дерзновения, чтобы просить Господа об этом. Но я могу быть участником вашего венца…»
Его жизнь, его молитвы, его предстояние перед Богом вдохновляли и обращали к нему множество людей. Так, за одно только лето в Херсонесе будет открыто 75 храмов! Представьте себе: в то время, когда в самом Риме не было ни одного храма Господня, в Херсонесе благодаря его трудам храмы возрастали и процветали.
Римский правитель, видя, что казни христиан не приводят к уничтожению Церкви, решил избавиться от святого Климента. Его посадили в лодку, привязали к нему якорь, отвезли в открытое море и бросили в воду. Так святой принял свою мученическую кончину.
Но даже это не решило проблему для гонителей. Ученики святого Климента жаждали найти и похоронить с честью его тело. Однако Господь вмешался и явил Свою волю: «Нет, не нужно. Его тело останется здесь. Но вы его не потеряете: море будет отступать, и вы будете приходить к нему посуху…»
Так и происходило на протяжении пяти веков — от времени правления Траяна до эпохи византийского императора Никифора. Каждый год в день памяти святого море отступало, открывая доступ к его мощам. Верующие приходили, молились, испрашивали помощи и заступничества.
Когда святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, проповедуя и просвещая хазар, прибыли в Херсонес, они спросили: «А не здесь ли мощи священномученика Климента?» Им ответили: «Да, здесь…» Тогда они захотели увидеть святые останки. Но впервые за 500 лет море не отступило. Все начали усердно молиться, и Господь явил чудо: сначала из воды показалась глава святого, затем его тело, а за ним — и якорь, к которому оно было привязано.
Мощи святого Климента были с честью перенесены. После крещения Руси равноапостольным князем Владимиром они стали одной из первых святынь молодой христианской земли. Кроме креста святой равноапостольной княгини Ольги, у новообращённой Руси не было других святынь. Эти святые мощи принесли свет веры в нашу землю и стали залогом особого покровительства Божия над народом русским.
И ныне нами, православными христианами, сохраняется память о святом Клименте как о первом заступнике нашей земли. Его молитвы и подвиги являются свидетельством неизмеримой любви Господа к Своему народу. Мы не забыты, мы любимы Богом. Мы знаем, что не оставлены Им ни в этой жизни, ни в будущей. Ведь такие предстатели, как святой Климент, помнят нас, молятся за нас и ждут нас в Царствии Небесном.