Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова

Дорогие братья и сестры!

В день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова хотелось бы немного обратить внимание на одну особенность, которую мы порой почти не замечаем в его посланиях.

Ведь когда апостол говорит о вере во Христа, о том, во Христе ли мы, он никогда не приводит, как мы привыкли, свидетельства Писания. Мы же знаем, что быть христианином — это означает принимать всё то, что говорит Писание и всё Предание Церкви.

Но он говорит о другом. Он говорит о главном: чтобы понять, во Христе ли мы, пребывает ли Христос в нас и мы в Нём, — нужно, как он говорит, чувствовать и видеть действие Святого Духа в своей душе.

«Кто пребывает в Нём, — он говорит, — то мы узнаем это: если мы пребываем в Нём, а Он в нас — мы это узнаём от Духа, который в нас».

Также и апостол Павел в своих посланиях говорит об этом же, и говорит даже более страшные слова: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».

Мы должны быть причастниками Духа Святаго. Без этого мы не являемся христианами, можем только называться этим именем, но по сути не являться теми, кем должны быть.

Чтобы быть причастником Духа Святого, нужно, во-первых, приготовить место в своей душе.

Дух Святой не пребывает там, где нечистота, где злоба, ненависть, зависть, коварство и все страсти, которыми мы, к сожалению, часто бываем больны.

И ещё самое главное, что нужно помнить: Дух Святой не пребывает в отдельности в каждом из нас. Как ни странно, Он пребывает только в Теле Христовом — в Церкви Божией.

Там, где Церковь Христова, там и Дух Божий.

А мы становимся причастниками Его Духа, только будучи как раз Телом Христовым — частичкой Тела Христова.

Именно поэтому очень важно понимать, насколько важно для нас, христиан, быть в единении, присутствовать на богослужении, находиться в том самом месте, где и происходит пришествие этого Духа.

Самое главное — это Литургия. Это Причащение Святого Духа через Причащение Тела и Крови Христа.

А что есть Причащение Тела и Крови Христа? — ничто иное, как пребывание вместе в любви.

Не может человек, который чувствует себя отделённым от других, принимать Духа Святого, потому что Дух Святой всегда объединяет, всегда призывает к любви, к единению, к всепрощению.

Если человек не ощущает этой потребности — быть вместе с другими христианами, — то это очень тревожно. Это означает, что Дух Святой ещё не прикоснулся к его душе.

Он может называть себя христианином, но при этом не понимать, что это значит — быть христианином, быть частью Тела Христова, быть в единении с другими членами Тела Христова.

Поэтому сегодня, в день памяти апостола, в день памяти апостола любви, хотелось бы напомнить эти важные вещи, которые, к сожалению, мы не всегда помним.

И, к большому сожалению, не только не помним, но и не исполняем.

То, к чему призвал нас Господь: быть вместе, быть в любви — и тем самым быть причастниками, в полноте, Святого Духа.

Без Которого вся наша жизнь приобретает лишь номинальный характер. Настоящая жизнь — там, где дышит Дух Святой. А дышит Дух — в Церкви.

Иеромонах Даниил (Михалев)