Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в день памяти святых отцов VII Вселенского Собора

Сегодня Церковь совершает память святых отцов, собравшихся на Седьмой Вселенский Собор. Мы часто воспринимаем это как сухую дату, как просто цифру — «седьмой» в ряду других. Но за этим числом — кровь, страдания и глубокая духовная борьба. Да, этот собор был созван против иконоборчества. Но что это — иконоборчество? Для нас сегодня это слово туманно, неопределённо, непонятно.

Многие из причин, которые приводятся в книгах, чтобы объяснить движение иконоборчества, представляются несостоятельными. Ведь если после первых шести Вселенских соборов споры велись о природе Христа, о тайне Святой Троицы, и исповедники страдали за истину, то Седьмой собор явил уже мучеников. Потому что вопрос икон затронул не только богословов и образованных людей — он охватил весь народ. И за верность иконам стала проливаться кровь.

Чего хотели иконоборцы? Непонятно. Уж точно не стремились они к сближению с мусульманскими областями, как это иногда пытаются представить. Те самые императоры-иконоборцы вошли в историю как герои, отразившие мусульманскую угрозу и защитившие свою империю. Они не стремились к исламизации, потому что никто из них не отвергал креста. Только иконы. Следовательно, причины были не только внешние, но и внутренние, церковные.

В 754 году был собран так называемый собор — впоследствии названный лжесобором. Он отверг почитание святых икон. На нём присутствовали 338 восточных епископов, и они искренне считали себя Седьмым Вселенским собором. Под соборным определением, отвергавшим иконы, они все поставили свои подписи. Это были не запуганные люди. Что же произошло?

Началось всё с императора Льва III Исавра — сирийца по происхождению. На Константинопольский престол давно не восходили представители Востока. И вот он, через десять лет после восшествия на престол, в 726 году, издаёт указ: не воздавать поклонения иконам, не почитать их. Первой под удар попала одна из самых известных святынь: икона Христа над Халкопратийскими вратами Константинополя.

Эта икона находилась высоко над воротами. Один из придворных воинов, приставив лестницу, взобрался и трижды ударил по святому образу топором. Народ, стоявший рядом, — а это были в основном женщины — умолял его не делать этого. Он не послушал. Тогда женщины опрокинули лестницу, и избили его до смерти. Все они были впоследствии казнены. Это — первая кровь, пролитая за иконы.

Дальше гонения усиливались. Особенной жестокости они достигли при императоре Константине V Копрониме. Самыми ревностными защитниками икон были монахи — и в какой-то момент в Константинополе не осталось ни одного. Император говорил: «Кто друг кесарю, пусть гонит монахов камнями». Были ослепления, отсечения глав, побои, пытки. Люди отдавали свою жизнь за возможность почитать образ Христа.

И вот сегодня мы с вами вспоминаем тех, кто положил начало победе — отцов Седьмого Вселенского Собора.

Иконоборчество длилось около ста лет. Почти в середине этого тяжёлого периода, в 786 году, благочестивая императрица Ирина собрала в Константинополе 350 епископов. Внешняя угроза мусульман временно отступила, но внутри империи кипела ненависть. Казни продолжались. Иконы оставались запрещёнными. Когда участники собора собрались в храме Святой Софии, чтобы начать заседания, толпа солдат, преданных прежним иконоборческим императорам, заполнила площадь. Эти воины видели в иконопочитании предательство дела прежних царей. Императрица не смогла тогда провести собор. Целый год она действовала с осторожностью, выводя из столицы мятежные части и заменяя их верными, удаляя в отдаление опасных чиновников и епископов.

И только через год, в 787 году, собор наконец открылся — не в Константинополе, а в Нике́е, в императорской резиденции, где было безопаснее. Там собрались святые отцы, чтобы утвердить истину: иконе мы не поклоняемся как Богу, но почитаем как образ первообраза. Они объяснили, что честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу — к Спасителю, к Божией Матери, к святым.

За их спинами — десятилетия крови и страданий.

И после них иконоборчество не исчезло — ещё почти полвека продолжались гонения. Но именно эти отцы, в самый тёмный период, сумели восстать и провозгласить истину.

Позже, при новом витке гонений, при императоре Феофиле, были схвачены защитники икон — преподобные Фёдор и Феофан, впоследствии прозванные Начертанными. Император сам написал 12 ямбических стихов, осуждающих их, и велел выжечь эти стихи на их лицах раскалённым железом. Он сказал: «Пусть мои стихи неудачны — те, кого ими клеймят, их достойны». На это мученики ответили: «Пиши, царь, пиши. Твои стихи прочтёт Судья строгий и праведный».

Сегодня мы вспоминаем тех, кто услышал голос совести и исповедал истину. Кто, пройдя сквозь пытки и лишения, предстал пред лицом праведного Судии. Они доросли до того, чтобы Господь их увидел, до того, чтобы Церковь их помнила и брала с них пример.

иерей Александр Назин