Проповедь в день Рождества Иоанна Предтечи
Дорогие братья и сестры!
Сегодня мы празднуем Рождество Иоанна Предтечи.
Мало кто осознаёт всю значимость этого праздника. Обычно мы отмечаем дни памяти святых, связанные с их кончиной, с переходом из этой жизни в жизнь вечную — когда святой пострадал или почил. Но есть немногие избранные, чью святость Церковь признаёт ещё до рождения. Среди них — Пресвятая Богородица и Иоанн Предтеча. Мы празднуем не только их Рождество, но даже и зачатие. Потому что святость этих людей — изначальна, они уже во чреве были освящены благодатью Божией.
Церковь тем самым свидетельствует: да, по успении святой рождается в жизнь вечную, но здесь — и зачатие, и рождение — уже есть чудо. Родители были праведны, и в ответ на их молитвы Господь даровал плод святой, утверждённый в святости с первых дней бытия. Так было с Захарией и Елисаветой — бездетными, немолодыми, уже не надеявшимися родить. Но Господь даёт им сына — великого Пророка и Предтечу Господня.
И вот Церковь празднует его Рождество 7 июля. Почему именно эта дата? Ведь мы даже точный день Рождества Христова не знаем… Но в церковной традиции есть особая символика. В древнехристианской типологии (начиная ещё с свт. Августина и свт. Беды) считалось, что 25 марта — день, когда был сотворён мир, день грехопадения Адама и Евы, и в ту же дату произошло Благовещение Пресвятой Богородицы — зачатие Господа. Затем, по Евангелию, Архангел Гавриил пришёл к Марии в шестой месяц беременности Елисаветы (Лк 1:26), а значит, от Благовещения отсчитывается ровно три месяца — и получается 24 июня (7 июля по новому стилю) — день Рождества Иоанна.
Иоанн Предтеча — пророк покаяния. Он первый возвестил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 3:2). И нам, христианам, важно с молитвой обращаться к нему, чтобы Господь даровал нам истинное покаяние.
Мы все знаем, что такое покаяние. Это не просто сожаление, это метанойя — перемена ума, изменение всей жизни. Желание не просто оставить грех, но внутренне не хотеть жить во грехе. Однако беда в том, что мы часто осознаём грех — и на этом останавливаемся. А покаяние должно быть деятельным. Надо и спрашивать, и бороться.
Особенно это важно, когда речь идёт о страстях — о тех грехах, что уже укрепились в нас. Страсть — это грех, который «свил гнездо» в сердце. Это может быть винопитие, или — что встречается чаще — привычка осуждать, немного приукрашивать, лгать понемногу. Всё это — тоже страсти, требующие исцеления.
Чтобы победить страсть, нужно не просто признавать: «Господи, я грешен», а взывать: «Господи, исцели меня!» Иногда Господь даже попускает падение, чтобы человек прочувствовал глубину своей немощи и понял, что требуется настоящая, долгая работа.
У некоторых святых она длилась годами. Вспомним Марию Египетскую: она подвизалась в пустыне семнадцать лет, и всё это время вела тяжёлую внутреннюю брань — желания возвращались, помыслы толкали её назад, но она всё отсекала. Такова сила страсти.
Когда у аввы Пимена спросили: сколько нужно времени на покаяние? Он ответил: три дня — но покаяния настоящего, искреннего.
Поэтому нам надо понять: покаяние — это не просто признание вины. Это труд. Это постоянное, живое обращение к Богу. «Просите — и дано будет вам» (Мф 7:7), — сказано. И надо молиться: «Господи, очисти грехи мои. Господи, по делам нашим приемлем».
Тогда сердце наше может преобразиться с помощью Божией. И на этом пути — Иоанн Креститель наш помощник. Он сам жил в величайшей чистоте: рождён в святом семействе, воспитан в пустыне, страстей за ним не ведалось — и всё же он говорил: «Покайтесь!» (Мф 3:2).
Значит, и нам не стыдно каяться. Он знает, как это делается. Он может нас научить.
Так что в молитве можно обращаться и к нему:
«Пророче Божий Иоанне, научи меня каяться. Научи быть человеком Божиим».
Храни вас Господь! С праздником!