Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Навечерие Рождества Христова

Мы близки к великому событию, когда Церковь вновь провозгласит: «Христос рождается — славите!». Это радостное ожидание заставляет нас снова и снова размышлять о Тайне Боговоплощения, ведь каждое Рождество напоминает нам о величайшей любви Бога к человеку.

Церковь не случайно посвящает целый пост размышлениям о том, что Бог стал человеком, умалил Себя, «зрак раба приим» (Флп. 2:7). Первая паремия сегодняшнего богослужения, описывающая сотворение мира (Быт. 1:1-31), указывает на то, что Рождество Христово — это второе Творение, преображающее и освящающее мир.

Бог, явившийся в мир как Человек, раскрывает нам величие смирения. Он, Творец Вселенной, не имеет гордости. Для Него одинаково естественно пребывать на Небесах и быть среди людей. Воплощение Господа стало проявлением бесконечной любви, перед которой всякая человеческая гордыня теряет смысл.

Рождество Христово не обошлось без страданий. Мученичество 14 000 младенцев, убитых царем Иродом (Мф. 2:16), свидетельствует о злобе дьявола, изменившей сердце правителя. Но Господь попустил эту трагедию, приняв безгрешные души младенцев в Свои Небесные обители. Эти невинные страдальцы, погибшие за Христа, напоминают нам о ценности каждого человеческого подвига во имя Бога.

Каждый день на Божественной Литургии Господь таинственно рождается во время проскомидии, приносится в жертву во время Евхаристии и освящает нас через Причастие Святых Христовых Таин. Христос рождается и в нас, когда мы, признавая свои немощи и очищаясь в Таинстве Покаяния, принимаем Его в своем сердце.

Сочельник наполняет нас ожиданием чуда. Мы постимся до первой звезды, вспоминая ту самую звезду, которая указала путь к Вифлеемскому вертепу. В этот день мы словно дети, ожидающие великого дара. Пусть и в вашей жизни звезда Христова всегда озаряет путь, наполняя сердца благодатью и радостью.

Проведенный с усердием и покаянием пост делает нас готовыми принять дар Рождества. Господь, пришедший в этот мир две тысячи лет назад в смиренной пещере, вновь наполняет нас Своим светом. Он, принявший заклание, стал символом абсолютного доверия Бога к человеку. Эта великая Тайна, недоступная нашему уму, побуждает нас к размышлениям, молитве и благодарению.

Иеромонах Амвросий (Пархетов)