Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 1-ю по Пятидесятнице, Всех святых

В начале книги Деяния святых апостолов, написанной апостолом и евангелистом Лукой, говорится о жизни первой Иерусалимской христианской общины — о том, что они пребывали в мире и согласии друг с другом и благодать Божия была на них. Руководили этой общиной ближайшие ученики Христа — апостолы. Община содержалась, в основном, за счёт того, что наиболее состоятельные её члены продавали свои имения и земли, а вырученные средства приносили к ногам апостолов.

В пятой главе книги Деяний упоминается некий человек по имени Анания, у которого была жена Сапфира. Они также продали своё имение и принесли вырученные средства — но не всё. Часть утаили. А на вопрос апостолов, всё ли они отдали, солгали, сказав, что принесли всё. На самом же деле — это было неправдой.

Таким образом, они попытались приобрести славу святых и праведных — через ложь и обман. Они обманули не только апостолов и общину, но и Самого Бога. Апостол Пётр обличил их, сказав Анании: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому?» (Деян. 5:3).

Когда дьявол вкладывает ложь в сердце человека, у него возникает искажённое представление о добре и зле. Такой человек может искренне думать, что творит добро, тогда как на самом деле — совершает зло.

Христос однажды сказал Своим ученикам: «Наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу» (Ин. 16:2). Примерно в таком состоянии пребывали Анания и Сапфира. Возможно, Бог отнял у них временную жизнь для того, чтобы они не совершили чего-то худшего и не погубили себя навеки. И ещё — для назидания всех остальных членов общины, чтобы никто не пребывал в иллюзии, будто можно за счёт обмана и притворства приобрести себе святость и наследовать Царствие Небесное.

В наше время тоже существует множество крещёных людей — как в православной Церкви, так и в нашем обществе в целом, — которые вспоминают о Боге лишь тогда, когда в их жизни случается беда, тяжёлая болезнь или скорбь.

Святые же отличались от таких людей тем, что они всю свою жизнь посвятили Богу. Всей душой, всем умом, каждый день — они отдавали себя Богу. Они погружались в благодать Святого Духа и жили в этой благодати. Можно сказать — крестились Духом Святым. Как некогда говорил своим ученикам святой Иоанн Предтеча: «Я крещу вас в воде, но идёт за Мной Тот, Кто сильнее меня; Он будет крестить вас Духом Святым» (Мф. 3:11).

Святые старались, говоря современным языком, не сидеть на двух стульях. Как учил Христос, нельзя служить одновременно Богу и маммоне. Когда ученики спросили Спасителя: «Кто же может спастись?» — Он ответил: «Человекам это невозможно, но Богу всё возможно» (Мф. 19:25–26). Отсюда следует подлинное православное понимание спасения.

Спасение — это дар Божий. Каждый христианин спасается не своими усилиями и заслугами, а заслугами Иисуса Христа — истинного Бога и истинного Человека — и благодатью Святого Духа. И каждый из нас может переживать и черпать эту благодать, участвуя в Таинствах Церкви, особенно в Таинстве Евхаристии — Святого Причащения.

Но бывает, что человек причастился, вышел из храма — и тут же забыл о Боге. Очень быстро теряет благодать. А святые отличались тем, что они умели хранить эту благодать от Таинства до Таинства. Они не только хранили, но и постоянно переживали её в себе. Почему? Потому что не считали себя достойными, не кичились, а осознавали свою немощь и перед Богом, и перед людьми. Считали себя хуже других.

Поэтому будем помнить слова преподобного Амвросия Оптинского:

«Отчего человек бывает так плох? Оттого, что забывает: над ним Бог».

Это необходимо помнить, чтобы не быть поруганными в час своей смерти, не лежать тогда на одре, пребывая в иллюзии, будто мы в этой жизни что-то сделали великое и чего-то заслужили.

Лучше помнить совет апостола Павла, который писал христианам в Солунской (Фессалоникийской) церкви:

«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите, ибо такова о вас воля Божия» (1 Фес. 5:16–18).

Всех вас поздравляю с праздником!

Иеромонах Павел (Зубков)