Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

 

Проповедь в Неделю 14-ю по Пятидесятнице. Память благоверных князей Петра и Февронии Муромских

Дорогие братья и сёстры!

Сегодня, в воскресный день, мы празднуем также память святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских. Их жизнь является для нас образцом христианского супружества, примером того, как должно строиться семейное бытие.

В советское время семью называли «ячейкой общества». Отчасти это верно, но мы, православные христиане, понимаем её прежде всего как малую домашнюю Церковь. А в каждой Церкви есть глава — и в семье обычно это муж. Отсюда следует и обязанность: жизнь семьи, её воспитание и устроение должны иметь церковное основание. Мы ответственны перед Богом за членов нашей семьи, прежде всего за детей, которых призваны воспитывать в вере.

Если же воспитание сводится лишь к тому, чтобы заставлять детей молиться, а родители сами не показывают никакого примера, — грош цена такому воспитанию. Только собственным образом жизни, только личным примером можно воспитать новое поколение христиан. Вера детей освящается любовью к родителям и авторитетом родителей: когда они видят, что отец и мать молятся, исполняют заповеди. А если родители сами не молятся, но детей заставляют, те скажут: «Почему нас принуждают, если сами ничего не делают?» А потом ребёнок может сказать и в школе, и в кругу друзей: «Всё это — лицемерие, Бога нет и ничего не нужно». Так и рождается недоверие и отступление от веры. Сейчас это называют «двойными стандартами».

Подготовка к причастию обязательно должна быть молитвенной и серьёзной. Конечно, не каждый может выдержать долгие молитвенные правила, особенно новоначальные, только пришедшие в Церковь. Но хотя бы какая-то молитва, какое-то обращение к Богу, беседа с Ним должны быть. Иначе причащение без должной подготовки становится грехом. Более того, если неподготовленного человека всё же настаивают причастить, то в грех вовлекается и священник, исповедующий его, и тот, кто будет причащать.

Сегодня мы слышали в Евангелии притчу о званых на пир. Званые — это мы с вами. Каждый день звучит колокол, каждый день Господь зовёт нас, но люди часто находят оправдания: «Нет времени, устал, работа…» Однако Господь Сам приглашает нас на пир, и этот пир — Святое Причастие, где под видом хлеба и вина предлагаются Тело и Кровь Христовы.

Но мы должны помнить: Господь требует от нас достойного вхождения в этот пир — как хозяин, который, увидев человека без брачной одежды, велел изгнать его во тьму кромешную. Это образ духовной и телесной подготовки: молитвы, поста, покаяния.

Только тогда, покаявшись и подготовившись, мы сможем достойно приступить к этому великому Таинству и причаститься Святых Христовых Тайн.

Протоиерей Александр Паничкин