Проповедь в Неделю 22-ю Пятидесятнице

Дорогие братья и сёстры, в сегодняшнем евангельском чтении от Луки мы слышали об исцелении нашим Спасителем Гадаринского бесноватого — великое и очень назидательное учение.
Когда Господь переплыл на другой, противоположный берег Генисаретского озера, одним из первых Его встретил бесноватый человек, который, ещё издали увидев Его, побежал к Нему и поклонился Ему. Иными словами — те бесы, которые были в нём (а в нём был легион), поклонились Христу. Господь спросил: «Как тебе имя?» — И тот ответил: «Легион, потому что нас много». А легион — это от шести до десяти тысяч, это мера римского воинства.
Можно было бы сказать — социально опасный человек, страшно мучающийся, с великими воплями, бьющийся о камни. А у другого евангелиста даже мы читаем, что он избивал людей, — потому все боялись ходить тем путём, где он жил. А жил он во гробах, то есть в пещерах, и наводил ужас на жителей той окрестности.
Пытаясь сохранить его, жители той местности заковывали его в кандалы, чтобы он себя не убил. Но он разрывал эти кандалы невероятной человеческой силой.
И вот Господь исцеляет этого страшного человека, и тот уже мирно, спокойно стоит рядом со своим Избавителем.
Вот этот евангельский случай, дорогие братья и сёстры, ставит нас лицом к лицу с тремя разными и несовместимыми отношениями и положениями.
Во-первых, мы видим, что Господь показал нам Своё человеколюбие и всемогущество, Своё попечение даже о таком тяжко одержимом человеке, которого бесы много лет, несмотря на все их желания и зло, не могли убить. Так промышлял о нём Господь.
Но тут же — с позволения Божия — погубили огромное стадо, две тысячи свиней. Свиньи не могли и пяти минут вытерпеть то, что терпел этот человек годами.
Во-вторых, как говорит святитель Иоанн Златоуст, Господь имел своей целью показать людям — а зрителей тогда было немало — как велика, как безмерна злоба бесовская. Показать на деле, что бесы не могут не творить зла: это их состояние, это их стремление. Показать людям, что бесы без позволения Божия, без попущения Божия, не смеют сами творить зло — только когда Сам Бог найдёт нужным воспользоваться ими как палачами, говорит святитель Иоанн Златоуст, когда необходимо тяжко наказать безнадёжного для правды, для добра, — только тогда могут они творить свои гибельные дела. Так Он покарал египетского фараона за неповиновение требованию Моисея.
Но Господь показал нам также ещё и лживость бесовую. Мы помним, как дьявол говорил Христу: «Поклонись мне — и дам тебе все царства мира». Но это была абсолютная ложь: на самом деле бесы без разрешения Иисуса Христа не могли самовольно войти даже в свиней. И просили: не мучить их и не посылать раньше времени в бездну, а позволить войти в стадо.
Эти силы бесовские можем назвать всеми названиями греха человеческого. Если только мы дадим власть какому-то греху, устроим ему сердце — как говорит апостол Павел: «Кто кем побеждён, тот тому и раб».
И если мы вдруг делаемся рабами греха, то перед нами открывается участь этого Гадаринского бедолаги — или даже тех свиней, которых демоны убили. И как мы видим предел порабощения теми грехами, которые в нас господствуют, — мы видим в участи того стада.
Вот такое отношение сил зла к нам и ко всему творению Божию: и к общине, и к Святой Церкви, и к государству — всему тому, о чём промышляет и что создал Господь.
Вот так дерзался Гадаринский бесноватый. Но, к своему несчастью, мы можем сравнить себя именно с ним — потому что страсти постоянно терзают и нас. И одни грехи противятся в нас другим: например, тщеславие борется с гневом — или борется с чревоугодием. Мы знаем, что даже под тщеславие человек может и воздержаться от своего чревоугодия. Также самолюбие борется с человекоугодием, а страх — с леностью.
Вот восемь главных страстей, которые нам святые отцы открыли и сформулировали, — бесконечно сочетаются и смешиваются друг с другом, как жуткий калейдоскоп.
Потому что каждый из нас неповторим — к сожалению, не только в добром и в делании добрых дел по своему внутреннему устроению, неповторимому и необычному, — но также мы и неповторимы во зле.
По сему масштабу и перспективе этой трагедии — если мы не будем решительно, с помощью Божией, восставать против зла в себе — Господь показал, что бывает: когда повелел этим бесам (а у каждого, напомню, есть имя своей страсти) войти в свиное стадо, это стадо исполнило своё задание и было уничтожено.
Это — отношение зла, которое мы впускаем в свою жизнь в облике страстей.
И, наконец, третий образ и третье отношение — это образ гадаринских жителей, которые видели весь ужас страдания этого бесноватого, испытывали на себе тяжесть присутствия в их землях такого сумасшедшего тирана, который даже не давал пройти мимо него никому из живущих там.
А вдруг, вместо того чтобы поблагодарить Господа за такое вот чудо избавления и исцеления, — они вдруг так вот нелогично и, казалось бы, неестественно просят Его отойти из их мест. Причём мы слышим в Евангелии: весь народ просил Его уйти, покинуть эту землю.
Удивительное дело.
И, конечно же, причина здесь не только в том, что эти люди потеряли огромное имущество в виде свиного стада. А мы знаем, что в тех местах иудеи, переселяясь туда, где жили в основном язычники, — сами не потребляли (потому что закон Моисея запрещал потреблять мясо нечистых животных), но производили это мясо и продавали, — таким образом наживаясь. И такое вот прослеживалось лицемерие: когда я сам греха не совершаю, но другого к этому склоняю. Так бывает, мы знаем, когда в сельской местности расплачиваются спиртным: сам я не пью, но расплачиваюсь спиртным за работу. Такое было. И, к сожалению, мы также лицемерно поступаем по отношению к ближнему.
Но это — только одна из причин: потеря имущества. На самом деле основная причина была иной. Какой? Подумаем.
Чудо, которое сотворил Господь, явилось для гадаринских жителей огромной силой — вызовом. Этим чудом, настолько сильным и явным, Господь разрушил их устоявшуюся систему взглядов и убеждений — то есть тех привычек, в которых они жили. Господь потребовал у них ответного доброделания, к которому они не были готовы. Они не были готовы разорвать эту привычную цепь своего жизненного уклада, пересмотреть собственную жизнь, начать жить иначе. И Господь обратился к ним — но они отвернулись, попросили Его уйти.
Вот такое вот недоразумение, непонимание происходит у человека, который возлюбил, как мы знаем, три основные страсти — это самолюбие, славолюбие и сребролюбие. И мы знаем на опыте, что привычный образ жизни мешает также и нам принимать Божественный вызов.
Сила Слова Божия — как обоюдоострый нож, проникает даже до разделения души и духа, — читаем мы в Послании к Евреям. И ещё Господь говорит: «Я принёс не мир, но меч». Одни принимают его с радостью. Другие — желая сохранить свою жизнь без изменений — отворачиваются.
Но задумаемся, братья и сёстры: как мы это Слово Божие принимаем? Как мы читаем? Насколько часто, насколько внимательно мы читаем Слово Божие — Евангелие? И насколько мы готовы последовать этому Евангелию, измениться и Его прожить?
И Сам Господь Иисус Христос предлагает нам тоже вызов — потому что запрещает через Евангелие нашим страстям свободно действовать и враждует против нашего привычного страстного уклада. Поэтому нередко человек тяготится чтением Евангелия, опускает его, — и всякими такими лукавыми доводами и предлогами освобождает себя от исполнения Слова Божия. И как бы таким образом сохраняет для себя некую греховную свободу — и убеждает себя, что это нормально: «Нет времени», «Нет сил», «Я читаю что-то другое», «У меня другое правило».
И таким образом Слово Божие проходит мимо нас.
Потому что когда мы слышим Слово Божие, мы понимаем: если мы примем его всем сердцем и умом, то нам нужно будет уже оставить свои греховные устроения, пересмотреть свою жизнь. А это зачастую уже нам кажется невозможным — потому что нет сил.
Не остаётся сил на то главное, ради чего, собственно, мы и живём.
Но будем хотя бы с сокрушением просить Господа: «Господи, нет сил оставить нам грех. Но буди милостив к нам, грешным» — такой вот молитвой мытаря, который просил, не имея даже сил поднять голову.
Будем просить Господа соделать нас способными — в отличие от гадаринских жителей — принять Его призыв и откликнуться на Него, на Божественное действие в наших сердцах.