Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице
Сегодня, дорогие братья и сестры, мы слышали в евангельском чтении о женщине, восемнадцать лет связанной сатаной, которую Господь исцелил в день субботний. Сам Господь говорит, что сатана связал её. Она была скорчена так, что вынуждена была всегда смотреть в землю и не могла поднять глаза, чтобы увидеть человеческое лицо или даже небо.
Вот так постарался злой дух изуродовать потомков Адама и Евы, соблазняя их ложным обещанием, что они будут как боги, если послушают его. И вместо того, чтобы стать богами, прадцы облеклись в звериную шкуру и прах, а сия их дочь была так ужасно скорчена, что внушала страх и людям, и животным. Одни отворачивались, когда встречали её, а другие переставали воспринимать её как человека.
Но Господь, Человеколюбец, исполненный сострадания к роду человеческому и ко всем нам, в той или иной степени согбенным к земле, увидел и в этой женщине чадо Авраама. Господь подозвал её и сказал: «Женщина, ты освобождаешься от недуга твоего». И, возложив на неё руки, тотчас исцелил её.
И исцелённая начинает тут же прославлять Бога. Народ удивлялся и восхищался. Но какова была реакция начальника синагоги? Вышедший бес из женщины будто вошёл в него. С гневом, негодуя, что Господь Иисус Христос исцелил в субботу, сказал народу: «Есть шесть дней, в которые должно делать; приходите исцеляться в них, а не в день субботний». Вот будто великое чудо, которое только сейчас сотворил Господь, было чем-то обыкновенным. Вот так зависть и лицемерие делают человека слепым.
Понятно, что в сердце сей начальник упрекает самого Христа, Господина и субботы, но языком говорит иначе — упрекает народ. Можно даже было бы подумать, что здесь виновата женщина. Но ведь и она не бежала, не умоляла Спасителя — Господь сам её подозвал и сверх её чаяний мгновенно исцелил.
Господь отвечает начальнику синагоги: «Лицемер! Разве по закону не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла в субботу и не ведёт ли поить, и не нарушает тем самым покоя субботы? Сию же дочь Авраама, которую связал сатана вот уже 18 лет, не надлежало ли освободить от уз в день субботний?»
Господь зрит в сердце человека, потому и обращается к начальнику синагоги словом «лицемер». Если в субботу можно помогать скоту, то разве нельзя человеку, связанному такими страданиями?
Что здесь сказать? Недаром святитель Николай Сербский говорит: равнодушие и жестокость по отношению к страданиям другого человека более чудовищны, чем само уродство телесное.
Разве Бог, давая заповедь о почитании праздников, имел в виду, чтобы в них не было присутствия Божия? Разве милосердие и любовь — не есть прославление Бога? На языке Священного Писания благочестие и милосердие выражаются одним и тем же словом — любовь. Как можно почитать праздничный день, посвящённый Богу, и забыть жертвенную любовь того же самого Бога к людям?
Мы знаем заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Именно дела милосердия уподобляют больше всего и приближают человека к Богу. И сегодняшнее Евангелие говорит нам именно о тайне милосердия и благочестия, что они неотделимы друг от друга.
Вдумаемся, дорогие братья и сестры: почему же так ослеплён начальник синагоги? Ведь этот недуг касается любого человека. И ответ — лицемерие. Именно на этот недуг указывает Сам Господь.
Лицемеры — это те, кто обманывает других с целью завоевать их уважение посредством внешне благочестивых поступков, не сопровождающихся чистотой намерений. Лицемер как будто делает всё для Бога, но на самом деле действует для самого себя. Добрыми внешними делами он питает своё самолюбие и тщеславие, а нередко и житейский расчёт.
Лицемер, чтобы показать себя и удовлетворить свои страсти, может извратить даже милостыню, молитву и пост. Он будто играет какую-то роль, и сердце его расходится с устами и делами. В конце концов, стараясь обмануть других, он обманывает самого себя и становится слепым в отношении своего личного, нравственного и душевного состояния. Становится неспособным видеть свет Христов, который просвещает всякого человека.
Лицемерию всегда, как мы знаем, сопутствуют гнев и осуждение. Это нам, дорогие братья и сёстры, великое предупреждение. Гнев и осуждение, рождающиеся из лицемерия и зависти, а они, в свою очередь, — от самолюбия и тщеславия. А ведь всё просто — это плоды неблагодарности Богу, неосознания всех тех благ и возможностей, которые нам непрерывно подаёт Сам Господь.
Как сказал святитель Иоанн Златоуст: совершенное благодарение есть служение славе Божией. Как мы молимся с вами в молитве «Отче наш»: да светится имя Твоё. Чем мы можем служить славе Божией? Прежде всего — своим сердцем, которое есть дом Божий. Своими мыслями, чувствами и, конечно же, недвоящимися делами — когда сердце и дело есть одно и то же.
Милосердие ради Христа — это основное качество, которое делает человека человеком, соединяет его с Богом и будет ходатайствовать о нашей душе и на смертном одре, и на Страшном суде.
Невозможно научиться милосердию ради Христа без молитвы, без проживания Евангелия и без почитания праздников, установленных Богом и Святой Матерью Церковью. Истинное благочестие, говорит нам святой апостол Иаков, заключается в том, чтобы хранить себя неосквернённым от мира и презифрать вдов и сирот в их скорбях.
Если мы уже заражены миром, то наше покаяние должно быть быстрее смерти и быстрее суда Божия. Сейчас оно в наших руках, и мы ещё какое-то краткое время можем пользоваться им.
Пока человек находится в этом смертном теле, его дух всегда скорчен в той или иной степени. Но Господь Иисус Христос призывает всех скорченных духом, душою и умом. Он один может выпрямить то, что искривили мир сей и силы адские. И ответом, свидетельствующим о том, что мы слышим Его и стремимся к Нему, являются дела милосердия и сострадания, на которые Господь даёт нам всегда силы и возможность.