Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице

Дорогие братья и сестры!

Сегодня за Божественной литургией мы слышали повествование, которое заставляет каждого из нас остановиться и глубоко заглянуть в собственную душу. К Господу подходит человек, который по всем человеческим меркам был исключительным — начальник, богатый, благочестивый с юности, исполнитель закона. Он задает самый важный вопрос: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» 

Но этот диалог заканчивается не торжеством, а печалью. Юноша отошел опечаленным, потому что был очень богат. И Господь произносит страшные для мира сего слова: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие».

Что же означает это «богатство»?

Братья и сестры, речь здесь не только и не столько о материальных сокровищах. Нам известно, что «богатство состоит не во имениях многих, но в доброй совести». Богат — тот, кто привязан сердцем к чему-либо больше, чем к Богу. Это может быть и деньги, и комфорт, и собственное «я», и карьера, и даже привычный, формальный, внешний образ благочестия, как у того юноши.

Дорогие мои, нам важно понять одну великую духовную истину, которую открывали святые отцы. Часто те люди, которые выводят нас из состояния душевного покоя и комфорта, которые своими поступками, словами или самой своей необходимостью нам помочь «докучают» нам, нарушают наши планы а, зачастую это те люди которые нас окружают: соседи, родители, дети, начальники, подчиненные , соцработники и так далее — являются нашими лучшими благодетелями и спасителями душ наших. Они — живой инструмент Промысла Божия, посланный, чтобы расторгнуть цепи нашего самодовольства. Раздражение на этих людей — это сигнал, что в нашем сердце есть идол собственного спокойствия, которому мы служим. Преподобные отцы говорят: «Куда ни приди, живи мирно, и все тебя полюбят. А если и не полюбят, то ты все-таки живи мирно». Мир в душе хранится не тогда, когда нам никто не мешает, а тогда, когда мы ни на кого не раздражаемся, принимая всякое беспокойство как школу смирения и спасения. 

Отцы святые нас предупреждают: «Довольство и изобилие портит людей. От жиру, по пословице, и животные бесятся». 

Когда человеку всего достаточно, ему кажется, что он сам всего достиг, что он — хозяин своей жизни. Он забывает, что «без помощи Божией ничего не сильны сделать». Такое «богатство» закрывает от нас нашу духовную нищету и отдаляет от Бога.

И вот мы подходим к самому главному. Какая же тема из этого евангельского чтения сегодня наиболее жгуча и актуальна для нас?

Это идеология эгоизма, комфорта и жизни только для себя. Это путь, на котором человек, подобно евангельскому юноше, формально может быть хорошим, но его сердце принадлежит не Богу, а ему самому и его благополучию.

Давайте посмотрим вокруг. Как часто мы слышим и даже сами говорим: «Все так живут». 

И мы понимаем душой, что: «Все, кто так живут, идут в ад». Это не богословская метафора, а реальность, которую нам открывает Христос. Идеология самоугождения ведет к духовной, а затем и к физической смерти. Это путь самоубийства личности и народа.

Господь посылает нам сегодня различные скорби как «тяжелое лекарство», чтобы мы отрезвели, чтобы наше сердце, прилипшее к земному, смогло оторваться и обратиться к Нему. История нашей страны не раз показывала: «Россия воскресала через скорби», и основой этого воскресения всегда был Христос.

Услышав слова о верблюде и игольных ушах, ученики в ужасе спросили: «Кто же может спастись?» И Господь дает надежду: «Невозможное человекам возможно Богу».

В чем же наша надежда? Не в том, чтобы мы своими силами перестали быть «богатыми» — это невозможно. Наша надежда — в том, чтобы дать Богу возможность это невозможное совершить в нас.

Во-первых, начать с себя. Не ждать, когда изменятся другие, власть или обстоятельства. «Только с самого себя надо начинать». Во главу угла своей жизни поставить Христа и Его заповеди.

Во-вторых, продать свое «богатство». Что для меня является тем «богатством», той привязанностью, которая меня держит? Гордость? Обида? Страсть к наслаждениям? Любовь к деньгам? Похвала? Это и есть то, что Господь призывает «продать» — то есть добровольно отречься, отдать, чтобы приобрести свободу.

В-третьих, следовать за Христом. Не просто знать заповеди, а жить по ним. «Господь говорит: "Ну, что же вы Мне всё молитесь: 'Господи, Господи!' — и не творите, что Я вам говорю"». Истинная вера проверяется делами милосердия, любви, смирения.

Нам известно, что самое главное в любом добром деле — смирение. «Хотя вы поститесь, хотя молитесь или милостыню даете — опасайтесь мысли, что добро делаете». Без смирения наши дела могут не принести пользы, а повредить душе.

Дорогие братья и сестры! Евангельский юноша ушел в печали, потому что не смог расстаться со своим идолом. Его история — предостережение для нас. Но она же — и призыв.

Господь стоит у дверей нашего сердца и говорит каждому: «Еще одного недостает тебе... и приходи, следуй за Мною». Он ждет нашего свободного ответа. Дадим же его сегодня, сейчас, в этом святом храме. Начнем расставаться со своим мнимым «богатством», чтобы обрести истинное сокровище на Небе — Самого Христа.

Протоиерей Алексей Самойлов