Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе

Память святых жен-мироносиц

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! 

Дорогие братья и сестры, сегодня мы празднуем память, вспоминаем жён-мироносиц. Они были образцом деятельной веры. Ведь вера бывает разная: вера богословская, вера рассуждающая и сомневающаяся. Жены мироносицы были образцом и примером веры деятельной.

Сегодня в Евангельском отрывке мы слышали, как они «во едину от суббот заутра рано пришли на гроб, приготовив ароматы и миро». Само это действие есть проявление деятельной любви. По большому счету Иосиф Аримафейский уже умастил тело Иисуса Христа ароматами, как поётся в тропаре, посвящённом сегодняшнему празднику, и покрыл Его пеленами. Для чего было снова идти с миром и ароматами? Мироносицам показалось, что трудов праведного Иосифа недостаточно, но вряд ли они об этом даже рассуждали. В действительности таким образом проявилась их любовь, их признательность Учителю. Более того, когда они шли на гроб, они вдруг вспомнили, что не подумали о том, кто отвалит им камень от гроба, ибо камень был «велий зело» (был очень большим). Они не подумали, чтобы договориться с кем-то, например, с мужчинами, чтобы они пришли и отвалили камень. То есть их поход ко гробу Спасителя был во многом спонтанным. Он не было расчётливым, не был от ума, все случилось от избытка их любящего сердца. 

Обратим внимание на то, где в это время были Апостолы. Очевидно, что они переживали точно так же, как и жены: переживали все произошедшее, и наверняка рассуждали по-мужски (как мужчины любят делать) о том, что случилось в Иерусалиме, как это стало возможным, вспоминали слова Спасителя. Это хорошо видно (из эпизода), когда Клеопа и Лука шли по дороге в Эммаус и рассуждали о происшедшем, пока рядом с ними не оказался Христос. Рассуждали и вспоминали слова Спасителя, Его обетования, задавались вопросом, что будет дальше. То есть это мужской тип отношения к вере — сначала осознать умом, а только потом действовать. В этом апостолы отличались от мироносиц, которые действовали от сердца, действовали спонтанно. Церковь стоит на традициях церковных, на канонах, которые святые отцы изложили на Соборах. И поэтому вся Церковь, с ее установлениями и правилами, является отчасти творением именно человеческого рассудка. То есть ум творит формы, в которых дух должен пребывать и это совершенно необходимо. Нельзя полагаться только на одно чувство, потому что неконтролируемое чувство может привести к беде, ко греху, даже к прелести. Потому и нужен рассудок, чтобы контролировать наши порывы, и в Церкви для того и существуют различные правила, чтобы духовная жизнь развивалась без крайностей и надменного самоволия. Но в нашей вере кроме следования правилам, кроме следования букве должно быть чувство, чувство любви к Богу, чувство признательности и благодарения, чувство благоговения. Без этого мы будем подобны тем фарисеям, о которых говорил Христос, что «вы яко гробы поваплены, с виду кажетесь красны», то есть красивыми, а внутри полны всякой нечистоты и костей. И если мы только следуем правилам и полагаем в этом нашу веру, полагаем в этом служение Богу, а внутри нас царит мертвость, и в душе нет чувств к Богу и любви к ближним, то это, конечно, проблема. Хотя такое состояние не врачуется мгновенно, одним лишь осознанием того, что мы мертвы, но все же мы должны задуматься, в чем наша жизнь отступает от христианской веры, отчего мы мертвы внутри?

Мироносицы-жены показывают нам, как любовь действует. Любовь не рассуждает, не рассчитывает, она находит поводы проявить себя. Наш ум старается придумать, как Богу послужить, впадает в различные рассуждения, даже мечтания о великих подвигах и добродетелях, а вот самых простых, обычных дел, мы не делаем, мы их не замечаем, потому что наш ум не обращает внимание на мелочи. Желание намастить тело Христово ароматами и тем самым послужить Ему и по смерти, по-большому счету было делом несущественным, малозначительным, но Господь принял его, потому что оно было выражением любви. Вот такой прозаичный пример. Бывает, к примеру, в монастыре, идёшь по длинной дорожке, и видишь, как впереди валяется целлофановый пакет и проходит не один человек, а многие, и несмотря на то, что рядом урна, никто не догадывается поднять пакет. Нельзя сказать, что в нас нет веры и нам все равно, просто наш ум не замечает таких мелких вещей, не замечает самых простых добрых дел, которые можно сделать без долгих приготовлений. Не замечает, потому что считает их незначительными и малоценными. А Бог принимает и малые дела в зависимости от того, с каким чувством мы это делаем, как в случае с той вдовицей, которая принесла две лепты в храм, и Господь похвалил ее, сказав, что она принесла больше других.

Господь ждёт от нас не того, что мы не имеем, а того, что мы имеем, ждёт от нас трудов во славу Божию по нашим силам, и тогда любое малейшее дело, но сделанное от чистого сердца, Бог примет как дело великое. Бывают бриллианты разных размеров. Бывает небольшой бриллиант, может быть в полкарата, но необычайной чистоты и какого-нибудь красивого оттенка, розового или зелёного. Такой бриллиант может стоить дороже, чем пятидесятикаратный бриллиант, который имеет какую-нибудь трещинку или мутность внутри. Вот так и дела наши: дело, сделанные от чистого сердца, пусть и небольшое, но оно в очах Божиих может стоить больше, чем какое-нибудь великое дело, которые сотворили с нечистыми помыслами, из каких-нибудь эгоистичных побуждений. Вот жены-мироносицы и учат нас тому, как мы должны уметь разглядеть в своей жизни те дела любви, которые можно делать в повседневной жизни, не мудрствуя об этом высоко. Мы часто ждем, что будем молиться, ходить в храм и любовь однажды свалится на нас, как некое нисхождение Духа. Но преподобный Амвросий говорил нечто другое, он говорил: «хотите иметь любовь — делайте дела любви, и тогда со временем Господь даст любовь». То есть человек призван простираться на дела любви, которые он может сделать прямо сейчас, и если так будет действовать, то постепенно в его сердце затеплится огонёк любви. Без этих дел сама любовь не объявится по волшебству. Поэтому братья и сестры давайте не забывать и учиться у жён мироносиц, учиться у прошлых жен и у сегодняшних, простым делам любви, простым и добрым поступкам, которые мы делаем не потому, что так нужно, а потому что сердце наше влечётся к Богу и стремится послужить Ему. Аминь.

Иеромонах Димитрий (Волков)