Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 30-ю по Пятидесятнице. О благодарности Богу

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.

Перед нами удивительный пример чуда великой благодарности и античуда человеческой неблагодарности.

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении повествование об исцелении десяти прокажённых (Лк. 17:12–19). Проказа — страшная болезнь не только древности, и ныне она существует. Но особенно тогда, в век, когда царила еще антисанитария и не было современной медицины, современной гигиены, люди мучились от этой страшной болезни, мучились, потому что она действительно была страшна, смертельна, неисцелима, и она была ещё инфекционной, передавалась от человека к человеку, поэтому заболевший проказой, становился изгоем.

Во Второзаконии пророк Моисей, от лица Божия, повелевает больному проказой не входить в стан и не жить в стане, т. е. не жить рядом с людьми (Лев 13:46Втор. 24:8 и др.). Более того, Ветхий Завет предполагал, что человек должен быть в разорванных одеждах, чтобы через эту одежду была видна его проказа, что он болен. И даже в ночное время он должен быть слышен благодаря бубенцам, которые пришивались к одежде, которые человек носил на себе, чтобы всякий, кто услышал этот звон, сразу сворачивал с дороги, чтобы не встретиться с прокаженным и никак не заразиться. Конечно, такое повеление было продиктовано в те годы израильскому народу, чтобы сохранить его в этих чудовищных условиях антисанитарии и жаркого климата, чтобы из этого народа мог произойти Мессия, Спаситель мира по плоти. Но тем не менее участь тех, кто оказывался болен этой болезнью, была страшна.

И вот эти люди, эти десять прокаженных, — которые соединялись в группки, чтобы хоть как-то поддерживать друг друга, чтобы помогать друг другу в своем малом отверженном социуме, заботясь, сочувствуя, может быть, и сострадая друг ко другу, — шли на пути, и встретил их Христос, и они, очевидно, знали и слышали о Нем, потому что они возопили: «Иисусе, помилуй нас!»

Не случайно бывает так в жизни человека, когда однажды он узнает о Христе, и на путях своей жизни имеет мужество и смирение, осознав свою беспомощность, осознав свою человеческую слабость, найти в себе силы именно так обратиться ко Христу: «Иисусе, помилуй мя!» И Господь помогает человеку, Господь слышит всякую молитву, Он, как чадолюбивый отец, лишь слышит малейшую просьбу своих чад, готов помочь нам, хотя иногда просимое нами бывает совсем не на пользу.

Так, к сожалению, и не всякий ребенок бывает способен воспринять благодеяния своих родителей. Проблема человека, особенно детей, которые не приучены к благодарности: воспринимать всё как должное, что это само собой разумеющееся. И папа, и мама, которые о них заботятся, которые всё им дают, кормят их, это так естественно, и так, казалось бы, нормально. Но, тем не менее, это есть проявление любви и заботы родительской, материнской, отческой, которые испытывает на себе ребенок.

Точно также проявление божественной милости к нам — это естественно и как будто бы нормально. Но, понимая, что можно оскорбить Творца, мы продолжаем оскорблять Бога своими грехами. Поэтому Его милость к нам — это уже словно ненормально и неестественно, потому что нормально и естественно было бы для нас наказание, вразумление, посещение какими-то большими испытаниями, чтобы человек вразумился. Но Господь долготерпит по любви, по милосердию Своему, желает достучаться до нашего сердца, не истребляя род человеческий с лица земли, хотя он этого заслужил.

Так или иначе мы должны помнить о том, что, всё, что мы имеем, есть милость Творца, и учиться Его благодарить, и этому учить своих детей, это крайне важно, потому что сердце благодарное, оно всегда будет благородно.

Сердце, умеющее благодарить, человек, умеющий благодарить, всегда сможет найти место в этой жизни и, прежде всего, место с Богом. Ведь Царство будущей Славы — это есть вечное славословие Творца, где все Небесные Силы, все лики святых прославляют Бога и благодарят Его за милость и воздают Ему вечную присносущую хвалу. Этому должны учиться и мы.

Далее Христос говорит прокаженным: «Идите, покажитесь священнику», — хотя они ещё были нечисты. К священникам прокаженные шли для того, чтобы тот мог засвидетельствовать об их исцелении, и они могли стать вновь нормальными членами общества. Такое редко, но случалось, и это также было предписано в Ветхом Завете. И они, поверив слову Христа Спасителя, пошли, и на пути увидели, что они очищены, что они действительно исцелены от этой страшной болезни, которая терзала не только их тело, но и мучила их души от человеческой оставленности, отверженности, от ассоциальности, в которой они находились долгое время. Всё это одномоментно вдруг исчезло, они стали совершенно нормальными людьми. И что могло было быть естественней — это пойти возвратиться и воздать славу Господу Иисусу.

Но возвращается только один самарянин, причем остальные, девять из десяти, были евреи. И вот эти благоверные, правоверные, как мы сказали бы сейчас «право славящие Бога люди», пошли дальше своим путем, путем неблагодарности, удаляясь во тьму и мрак прокажённости своей души.

Лишь один самарянин благодарит Господа; благодарит тот, кто был, по сути, иноплеменником, потому что самаряне частично смешались с языческими народами, они построили свой храм вопреки предписаниям Ветхого Завета, можно сказать, они были для евреев еретиками, раскольниками, были отверженными людьми. И вот этот человек, также ещё исключенный по своей крови от общения с народом Израилевым, приходит, чтобы воздать хвалу Иисусу Христу, приходит, чтоб возблагодарить, потому что он не посчитал это естественным, он не счел, что он достоин исцеления.

Как это очень часто бывает с нами, когда Господь подает нам свои милости и чудеса, мы считаем, что так и должно быть, что в этом нет удивительного, ведь это я, ведь это мне, забывая о том, что в нашем горделивом «я» проявляется наше безумие, потому что мы достойны совершенно иного: не милости Творца, а Его постоянного посещения и вразумления за свои грехи, но, тем не менее, Господь долготерпит.

Будем учиться благодарить. Вспомним всё то, что бывало часто с нами: как мы тяжело и долго болели и не было надежды на выздоровление, но вдруг получили здравие, как Господь спасал нас от внезапной смерти на дороге или пешеходном переходе, на воде или в автокатастрофе… Каждый имеет свой опыт совершенно непостижимых божественных чудес: когда, казалось бы, нас живыми уже не должно было и быть, но, тем не менее, мы живы, тем не менее, те какие-то страшные долги, были нам прощены, или страшные перипетии нашей жизни, когда мы совершенно не справлялись, а Господь послал нам человека, который помог всё запутанное дело разрешить. Всё это есть знак милости Божьей.

Вспомнив это, мы учимся благодарить Бога, не считать Его помощь как само собой разумеющуюся. Мы будем учиться у этого самарянина, которому Господь сказал: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).

И дай Бог, чтобы и мы совершали свой путь в непрестанном благодарении, в способности искать Творца, пребывать с Ним, пребывая только лишь в молитве и в Таинстве Причащения с Богом, потому что причащение помогает нашей молитве, помогает нам смиряться и каяться. Молитва помогает нам хранить благодать Таинства, потому что если человек не будет смиряться, то сколько бы мы ни причащались, хоть три раза в день, мы всё будем выплёскивать, как в дырявые вёдра налитая до полных краев вода — Божия благодать очень быстро «протекает» через дыры нашей беспечности, нашей суетности, постоянной развлечённости и нежелания пребывать с Богом.

Дай Бог, чтобы мы об этом помнили и воздавали славу и благодарение Творцу, Которому подобает слава, честь и поклонение ныне и в бесконечные веки веков. Аминь.

Иеромонах Назарий (Рыпин)