Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

Сегодня на литургии мы слышали два евангельских отрывка. Первый из них рассказывал о том, как Иисус, узнав о том, что Иоанн Креститель был заключен в темницу, оставляет Назарет и переселяется в Капернаум, город, расположенный у Галилейского моря. Таким образом исполнилось пророчество пророка Исаии: «Земля Завулонова и земля Неффалимова, путь приморский, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий» (Ис. 9:1-2; Мф. 4:15-16).

Однако не все жители тех мест приняли этот Свет. Многие из тех, кто видели чудеса, совершаемые Христом, оставались в духовной слепоте, поглощенные своими размышлениями и сомнениями. Несмотря на многочисленные исцеления и благовестие Иисуса, их сердца оставались закрытыми. О таких людях Господь говорил с печалью, предрекая бедствия их городам: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!» (Мф. 11:21). И действительно, спустя менее сорока лет после смерти и воскресения Христа эти города были разрушены.

Но даже среди этого неверия находились те, кто с простотой и чистотой сердца следовал за Христом. Из Вифсаиды, небольшого города у Галилейского моря, вышли первые ученики Спасителя: Петр, Андрей, Иаков, Иоанн и Филипп. Они приняли учение Христово с детской открытостью, и именно этим Христос радовался, молясь: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил это от мудрых и разумных и открыл младенцам» (Мф. 11:25).

Святитель Иоанн Златоуст в толковании этого места поясняет, что Господь не лишал Своего откровения мудрых и разумных, но они сами, пребывая в гордости и уповании на собственный ум, не смогли принять праведность Божию. Как писал апостол Павел: «Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией» (Рим. 10:3). Именно поэтому святые отцы призывают нас к молитве, особенно к молитве Иисусовой, которая учит нас простоте и упованию на Бога. Блаженный Феофилакт Болгарский подчеркивал: «Если кто считает себя умным и пребывает в собственных рассуждениях, тот уже не молится Богу».

Во втором евангельском чтении мы слышали историю о слепом, который сидел у дороги близ Иерихона и просил милостыню. Узнав, что мимо проходит Иисус, он начал громко взывать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» (Лк. 18:38). Несмотря на препятствия, его настойчивость и вера привели к исцелению, и он, прозрев, последовал за Христом.

Эти два евангельских отрывка ставят перед нами важный выбор: оставаться во тьме собственного разума или искать света Божией благодати. Святые отцы учат, что молитва Иисусова — это путь к очищению ума и сердца. Повторяя с простотой слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня, грешного», мы освобождаем себя от лукавых помыслов, просим Господа об исцелении от духовной слепоты и обретаем благодать. Как говорил преподобный Серафим Саровский: «В стяжании благодати Святого Духа и заключается цель христианской жизни».

Будем помнить, что без этого духовного делания, как предупреждает премудрый Соломон, «в лукавую душу не войдет премудрость, и не будет обитать в теле, повинном греху» (Прем. 1:4). Пусть же Господь укрепит нас в молитве, чтобы, просвещенные светом Христовым, мы могли следовать за Ним всем сердцем, как те простые рыбаки, ставшие апостолами мира.

Иеромонах Павел (Зубков)