Проповедь в Неделю 33-ю по Пятидесятнице. Поклонение честным веригам ап. Петра
Во времена царствования Агриппы, который решил уничтожить апостолов и христианскую проповедь, были казнены апостол Иаков (Зеведеев) - брат Иоанна Богослова, схвачен и брошен в тюрьму апостол Пётр. На него наложили две огромные цепи, причем одним концом был прикован он, а вторыми концами цепей - стражники, чтобы не спускать с него глаз. Чтобы, даже находясь в темнице, он ни на секунду не оставался один.
И вот ночью явился Ангел. Ангел взял Петра за руку, взял эти цепи и вывел Петра мимо стражников, сквозь двери и стены вывел на улицу. А Петру казалось, что он спал. Только когда Ангел исчез, он увидел у себя в руках две цепи и не зная, что делать, пошёл к себе домой. Эти цепи - вериги, как их называли, потом хранились долгое время в Риме, а часть их оказалась в Константинополе. И это было чудом.
Этого чуда иногда так жаждет, ищет и хочет наша душа. Такого вмешательства сквозь естественный ход событий. С другой стороны, я знаю многих людей, для которых такое чудо было бы оскорбительным.
У моего начальника по медицине на стене висел рисунок - две спирали ДНК. И под ними подпись: «Дивны дела твои Господи». И он говорил, что ему для веры больше ничего не надо - знать лишь, что созданы ДНК и не нужно больше никаких чудес. Тоже самое слышали и от астрономов, которые говорили, что так задать ход и закон движения звёзд не мог больше никто, кроме Высшего Разума. И любое другое чудо, вмешательство в этот естественный ход событий было бы для них оскорбительным. Сколько людей столько мнений. Всё потому, как говорит Льюис, что мы с вами похожи на учёных, которые исследовали бы картину Рембранда в микроскоп и смотрели бы по точкам, как точка красного цвета сочетается с точкой жёлтого цвета, не видя картины целиком. Не видя, что Господь творит и как Он творит в этом мире.
И сегодня в Евангелии мы слышали о таком простом, коротком, ясном чуде, которое произошло с одним человеком, начальником налоговой полиции, мытарем Закхеем, который решил узнать, кто же такой Христос. А вокруг Христа всегда много народу, и к нему не пробиться. А ему хочется увидеть. И он с дерева смотрит, кто же такой Господь? Что он говорит? Что делает? Как он общается со всем остальным? И Господь его видит и говорит: «сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк.19:5). И это тоже ещё не чудо. И Господь приходит к нему домой, несмотря на осуждение всех. Всё общественное мнение против того, чтобы праведник, который исцеляет больных и воскрешает умерших вошёл в дом к этому истязателю, нечестивцу, который сажает в долговую тюрьму отнимает мужей у жён и детей, и он к нему пойдёт. А Господь идёт к нему. И фарисеи злятся. Господь возлежит в доме у Закхея. И это ещё тоже не чудо. Чудо начнётся дальше. Здесь он пока что видит жалость Господа к этому человеку. Но и это всё ещё только человеческое.
Чудо начинается тогда, когда Закхей встаёт и говорит: «Всё Господи, всё…Так, как я жил, я больше жить не буду. И то, что у меня было - половину сразу отдам, половину буду разделять. Не буду больше заботиться о богатстве». И только тогда Господь говорит ему: «Вот то, ради чего я пришёл к этому человеку. Я явился на Землю, как Господь, для того, чтобы дать людям единственный дар и кроме Меня этот дар никто дать не сможет. Этот дар – спасение и я даю его сейчас Закхею». Он ничего не сделает, он только захотел сделать и у него будет ещё очень много пререканий. Всю жизнь работать на богатство и сразу отказаться от него. Ему придётся преодолевать себя в этом. Преодолевать презрение и все подчинённые, которые были вокруг него будут его презирать и смеяться над ним. Ему ещё придётся испытать зло от тех людей, которых в прошлой жизни он обрек на страдания и нищету. Но он на это готов и это чудо. И Господь видит это чудо и дарует это чудо из чудес.
У Закхея, как и у нас с вами, впереди ещё вся жизнь. И это будет очень трудно. Мы с вами полюбопытствовали, залезли на дерево, посмотрели: А кто же такой Господь? Мы посмотрели в таинствах, в нашей повседневной жизни. Но это чудо.
Чуда ещё не случилось. Мы ещё не начали жить. Мы, в отличии от Закхея, ещё не сказали: «Что бы ни было, я пойду ко Господу». Мы находим себе оправдание, отговорки: я бы хотел, Господи, но мне же так трудно и близкие меня не поймут. Нет, я хочу, но не могу. И потому Закхей получил, а мы нет, потому Закхей шёл, а мы нет. Нам придётся идти, иначе ничего не будет.
Через неделю мы с вами будем вспоминать блудного сына. Отец не просто однажды вышел и вдруг увидел сына. Нет, отец выходил каждый день своей жизни и ждал. Ведь Отец - это Господь. Но большой путь такой тяжёлый и долгий, и в этом пути столько раз разочаровавшись и утомляясь, шёл блудный сын. Для того, чтобы попасть в объятия отца, надо было идти и преодолевать себя.
Вот и сегодня перед самым началом Великого поста и себе и Вам я пожелаю не просто полюбопытствовать и захотеть, а наконец смочь идти и конечно достигнуть.