Предпразднство Сретения Господня Проповедь в Неделю 37-ю по Пятидесятнице
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
Сегодняшний день, Предпразднство Сретения Господня, пришлось на воскресенье — и хорошо, потому что мы имеем возможность поговорить не столько о самом празднике, не столько от разума, не столько про его историю. Мы можем остановиться на тех вещах, которые от сердца и которые не всегда замечаются.
Как и в каждом двунадесятом празднике, после этого праздника празднуется тот святой, который принимал в нём участие. Сегодня — это праведный Симеон Богоприимец. После Богоявления — пророк Иоанн Предтеча, после Рождества Богородицы — праведные Иоаким и Анна…
И каждый раз, когда мы вспоминаем этих святых, я не могу понять, а почему так по-человечески щедро, так не рационально Господь поступил со всеми теми верными, со всеми теми чистыми, которые так в Него верили. Ведь у Креста с Ним никого не осталось… Но разве мы с вами можем себе представить, что пророк Иоанн Предтеча, столп веры, трижды отрёкся от Господа? Или чтобы Симеон Богоприимец бежал от Господа в Гефсиманию? Не было такого. Почему так?.. Почему даже в самый последний момент, когда Господу совсем недолго остаётся жить, на Кресте, Господь и Пресвятую Богородицу отсылает вместе с апостолом Иоанном Богословом? Совсем никого. Один. Должен был умереть Один.
Когда читаешь в книгах, не так доходит до сердца; пока я однажды не увидел, причащая одного человека: у него был рак, он очень тяжело умирал, морфий уже не действовал, вернее, действовал, но не больше часа, и всё остальное время человек скручивал в жгут простынь, зажимал зубами, хватало ему этого жгута, пока он не перегрызал его от боли, на сутки… И он меня спросил: «Почему так? И кто меня в этой боли, в этом отчаянии может понять!?» И я понял Кто — Кто его может понять. Кто, как Творец, отослал от Себя всех, чтобы Одному, без всякого сочувствия, без всякого участия, встретить то, от чего Он пришёл спасти людей.
И ещё хочу вам сказать про Симеона Богоприимца, не сколько даже сказать, сколько у вас спросить...
Что тогда такое с ним было? Тот голос, когда он переписывал Священный текст — пророка Исайю, и когда он усомнился в том, как это может Женщина родить и остаться Девой. И Господь ему сказал: «Ты не умрёшь до тех пор, пока не увидишь». Что это? Это наказание или награда?
С одной стороны, награда — ему, в отличие от всех его родных и близких, всех предков и окружающих, было обещано, что он Спасителя увидит. Он увидит Мессию.
А наказание — никто ему не сказал, когда это будет. Никто ему не сказал, что его заранее предупредят. И он каждый день своей долгой, очень долгой жизни, каждый день будет жить, как день последний!
Мимо него будут проходить и рушиться царства, рождаться и умирать цари, первосвященники, будут начинаться и заканчиваться войны, будут жениться и умирать люди, дети, внуки — все его близкие. Он всех переживёт. И он будет жить не нашей с вами привычной жизнью, но, в отличие от нас, он, наверное, будет жить.
Однажды к Юлию Цезарю приступил раб, в оковах, грязный, и просил: «Цезарь, позволь мне жить!» На что ему Цезарь сказал: «Да разве ты живёшь!»
Дорогие мои, сравним себя с Симеоном Богоприимцем, наша обычная жизнь, такая суетливая, такая поспешная, но это всё понятно: нам и кормить себя надо, и устроить себя надо, и работать надо… Но разве это жизнь, по сравнению с тем, как жил Симеон Богоприимец?
Всё то, что нам в жизни важно, у него отошло на второй план. Он просыпался и не знал, доживёт он до вечера или нет. Может, сегодня ему придётся встретить Мессию, Спасителя и уйти из этой жизни.
И вот момент настаёт. И ему говорят, что иди, и ты встретишь. Ведь он был иудеем, и они ждали кого — они ждали царя, который освободит Израииль от всех внешних врагов.
И он идёт. Он еле идёт, он уже очень-очень старый, он идёт и не видит ни бегущего народа, ни колесниц, не слышит пения и торжества — ничего. Он, столько лет ждавший Мессию, входит в храм, видит скромную пару и на руках у них Младенец… «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лк. 2:34). И он принял на руки Младенца и отдал Его Пресвятой Богородице. И сказал дивные слова: «Ныне отпущаеши…» (Лк. 2:29–32). Я ухожу, но я видел самое важное в жизни, что мне было нужно. Праведный Симеон сказал эти слова, повернулся и пошёл. Позади остались Пресвятая Богородица и Богомладенец, впереди него был ад, ибо не было тогда ещё спасения, Господь никого ещё из ада не вывел. И он шёл: и всё тише и тише были звуки, и всё ближе и ближе смерть. Но он не боялся, потому что на руках своих он держал Того, Кто выше смерти, на свои руки он принял Того, Кто пришёл в мир явить, что такое Бог.
Я пожелаю и нам с вами в преддверии этой встречи, праздника Сретения — у нас есть ещё целые сутки, чтобы подумать, чтобы пропустить через себя это ощущение радости, это ощущение и ожидание встречи, когда Бог приходит в мир, и мы приходим к Нему, или наоборот, когда мы исходим из этой жизни к Богу. Нам бы сказать: «Господи, всё то, самое важное, самое главное, что было в моей жизни — это подготовка к тому, чтобы встретить Тебя». Аминь.