Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю 6-ю по Пасхе

Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 

 

Сегодня мы празднуем память Иоанна Богослова, святого апостола и евангелиста, которого Церковь называет апостолом любви. Любовь есть высочайшая добродетель, превышающая все другие христианские добродетели. Мы слышали сегодня в Евангелии, как Господь исцелил слепого для того, чтобы через это чудо убедить иудеев стать верующими людьми. То есть исцелением слепого Он хотел исцелить их от сознательной слепоты неверия во Христа, Того Мессию, Которого они ожидали. Ведь неверие – это всегда сознательный выбор человека, когда он, сталкиваясь в своей жизни с помощью Божией, отвергает, не верует в то, что это Господь действует, и избирает сознательное неверие. Как избрали фарисеи, которые отвергли Христа и пытались убедить исцеленного слепого в том, что Христос вовсе не Мессия.

Но вера – это еще не всё в жизни. Более того, вера без любви не может человеку помочь. Апостол Павел прямо говорит: «Если я пророчествую, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что и горы переставляю, а не имею любви, – то я ничто» (см.: 1Кор.13:2). То есть человек может иметь твердую веру, по его молитвам могут даже совершаться чудеса, но без любви он ни в чем не преуспеет. Часто твердая вера у людей может сопровождаться готовностью на великую жертву, о чем апостол говорит, продолжая предыдущую мысль: «И аще раздам вся имения моя, и предам тело мое на сожжение, а любви не имею – никакой пользы мне в этом нет» (см. 1Кор.13:3). То есть никакой пользы от этого я себе не приобрету, хотя и готов на великую жертву. Поэтому без любви все наши дела являются малоценными в глазах Божиих. Они имеют цену в зависимости от того, насколько приближают нас к любви. Но если мы не понуждаем себя к любви, если любовь не является нашей целью, если в нашем сердце нет любви к ближнему, то мы оказываемся самыми несчастными людьми, потому что трудились, ходили в храм, молились, но при этом любви не стяжали.

Вообще, о любви говорить невероятно сложно, потому что по-настоящему о любви может говорить только тот, кто эту любовь стяжал. А мы говорим о любви больше по долгу. Но и слушать о любви очень сложно, потому что сердце наше отвергает даже само слово о любви, сердце противится отдаванию себя ради блага ближнего. Человек страшится того, что со своей любовью он будет выглядеть несовременно, непрактично, слабым, что сядут ему, что называется, на шею, и он не сможет понести такой жизни. Но апостол Иоанн Богослов говорит, что Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог пребывает в нем (1 Ин. 4:16). Человек, который имеет христианскую любовь, через это соединяется с Богом. Силы, которые человек тратит на других людей, Господь восполняет Своей любовью, которую человек чувствует и ради которой он подчас готов на самые большие жертвы.

Как прийти к любви, как научиться любви, которую мы по большому счету не желаем, потому что она противоречит нашему эгоизму, противоречит нашему желанию угодить в первую очередь себе? Преподобный Амвросий Оптинский говорил на это: «Аще хочешь иметь любовь, делай дела любви. Господь увидит твое стремление и даст тебе в свое время любовь». Нет другого пути к любви, кроме как успокаивать ближних своих, заботиться о них, отдавать частичку себя ради их блага. Именно по этим критериям Господь будет судить нас на Страшном Суде, когда скажет: Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне (Мф. 25:35-36). То есть Господь будет судить не то, сколько мы совершили молитв, не то сколько совершили поклонов, не как часто мы бывали в храме. Он будет судить по этим самым простым заповедям о помощи ближнему.

Поэтому, вспоминая сегодня апостола Иоанна Богослова, мы должны помнить, что содержанием нашей христианской жизни должно быть возрастание любви к ближнему. Апостол замечает: Кто говорит «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, которого не видит? (1 Ин. 4:20). То есть ближний наш всегда находится рядом с нами, ему проще оказывать заботу, любовь, чем Богу, Которого человек не видит, зачастую не ощущает. Поэтому училище любви здесь, на земле, – это училище отношений с ближними, это те реальные дела и поступки, которые мы делаем, отдавая себя, свое время, силы, а иногда и здоровье. Поэтому будем любить, как завещает апостол, потому что тот, кто любит, пребывает в Божией любви.  

Иеромонах Димитрий (Волков)