Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Проповедь в Неделю о блудном сыне

Сегодня мы слышали в Евангельском чтении удивительно близкую нам и глубокую притчу о блудном сыне. В ней раскрываются отношения человека и Бога, отношения между людьми, а также отношение к искушению и греху.

Помним, что некоторый богатый человек имел двух сыновей. Младший сын, обратившись к отцу, попросил отдать ему причитающуюся часть наследства — то, что должно передаваться сыну после смерти отца. Отец, не переча, разделил имение. И вскоре сын взял свою долю, отправился в дальнюю страну и там расточил все в блудной жизни. Когда же настал голод, он оказался в нищете, пристал к одному из местных жителей, который послал его пасти свиней.

Эта притча раскрывает перед нами первую заповедь блаженства: «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3). Рассказ о блудном сыне — это не только повествование о грехе, падении, раскаянии и прощении, но и о величии, которое Бог видит в каждом из нас. Как с болью и кротостью говорит нам Господь о грехе и трагедии, произошедшей между младшим сыном и отцом! Повзрослев, юноша почувствовал тесноту в отчем доме. Что повлияло на него, что исказило его восприятие мира — мы не знаем. Почему он решил жить, как живут другие, как ему казалось, и злоупотребил свободой? Почему он пошел к отцу и сказал: «Отче, дай мне следующую часть имения» (Лк. 15:12)? По сути, он требовал то, что причиталось ему после смерти отца. Сказано это кратко, но жестоко. Если развить эти слова, их смысл станет еще горше: «Я не хочу ждать твоей смерти, хочу быть свободным уже сейчас, чтобы делать, что хочу, и распоряжаться нажитым тобой».

А что отец? Конечно, он знал, к чему все приведет. Любящий родитель понимает, куда ведет своеволие. Но он не упрекает, не запрещает, не корит, не увещевает. Он склоняет голову под этим ударом, принимая волю сына, и дает ему его долю, как будто уже умер для него.

Затем следует закономерный путь падения. Все промотано, вокруг нужда, и сын, чтобы выжить, цепляется за кого-то в чужой стране. Но хозяин его унижает, посылая пасти свиней — нечистых животных, которых иудеи считали мерзостью. Дошло до того, что он мечтал насытиться рожками, которыми кормили скот, но и этого ему не позволяли (Лк. 15:16).

Это справедливое возмездие: он поступил с отцом так, как теперь с ним поступает жизнь. Вынужденный забыть о своем достоинстве, он вынужден зарабатывать на хлеб грехом. Разве мало в мире людей, которые кормятся грехом, продавая душу за кусок хлеба?

Но здесь случается чудо: от голода, тоски, позора, оставленности и стыда он, блуждая в чужой стране, вдруг приходит в себя (Лк. 15:17). Приходит не просто в сознание, а к самому себе, к той начальной точке, откуда начались его странствия. «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: “Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже не достоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих”» (Лк. 15:18–19).

И вот он встал и пошел.

Эта исповедь, выстраданная сердцем, была принята отцом еще до того, как сын успел ее произнести. Отец никогда не переставал быть ему отцом. Сколько раз он выходил на дорогу в надежде увидеть возвращение своего любимого сына? И вот, когда тот был еще далеко, отец увидел его, выбежал навстречу, обнял и облобызал (Лк. 15:20).

Сын начал свою исповедь: «Отче! Согрешил я против неба и пред тобою и уже не достоин называться сыном твоим» (Лк. 15:21). Но, что поразительно, отец не дал ему закончить. Он не позволил сыну сказать: «Прими меня как наемника». Он сразу велел слугам принести лучшую одежду, перстень и обувь. «Возрадуемся и возвеселимся, ибо сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк. 15:24).

Одежда, которую дали сыну, — это та самая, которую он сбросил, уходя из дома. Отец, как когда-то Иаков хранил окровавленную одежду Иосифа, бережно сохранил эту одежду в ожидании возвращения сына. Так и Господь в Таинстве Исповеди возвращает нам благодатные одежды, которые мы получили в Крещении и Миропомазании. Перстень, который отец надел на руку сына, — это знак власти, знак восстановления в сыновнем достоинстве.

Каждому из нас Бог приготовил место в Царствии Небесном. Но трагедия в том, что «Чертог Твой вижду, Спасе мой, украшенный, и одежды не имам, да вниду в онь» (песнопение Страстной седмицы). Будет ли у нас время и силы принести плоды покаяния?

В притче есть еще один персонаж — старший сын. И в нем, к сожалению, мы можем увидеть самих себя. Он не уходил из дома, не нарушал воли отца, но, узнав о возвращении брата, разгневался и не захотел войти в дом, разделить радость (Лк. 15:28). Оказалось, что, живя с отцом, он не научился главному — любви и прощению.

Живет с отцом, но не похож на него сердцем. Он не принимает брата, не принимает ближнего. Как часто это бывает с нами? Когда мы не готовы от всего сердца принять того, кто покаялся, кто причинил нам боль, но пришел с раскаянием. Умеем ли мы прощать? Живет ли в нас великодушие? Ведь это вторая сторона покаяния.

Святая Церковь уже вторую неделю готовит нас к дням покаяния, к Великому посту. Вспомним: через покаяние мытарь вышел из храма оправданным (Лк. 18:14), покаяние блудного сына вернуло ему прежнее достоинство (Лк. 15:22), через покаяние разбойник первым вошел в Рай (Лк. 23:43), покаянием апостол Петр восстановил свое апостольство (Ин. 21:15–17), а преподобная Мария Египетская омыла множество своих смертных грехов.

Принесем же и мы, пока есть время, искреннее покаяние. Осознаем свое недостоинство пред Богом, оплачем свои грехи.

И тогда сподобимся без осуждения причаститься Святых Страшных и Животворящих Таин Тела и Крови Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа.

Протоиерей Алексей Шулейкин