Проповедь в праздник Покрова Пресвятой Богородицы
Дорогие братья и сёстры, сегодня Церковь празднует один из самых светлых и глубоких праздников — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы.
Этот день исполнен особой символики. Сам образ Покрова — символ заступничества, любви и защиты. Символично и то, что праздник основан на молитвенном предстоянии народа, собравшегося в храме, и на явлении Божией Матери во время этой молитвы.
Пречистая Владычица явилась святому Андрею, Христа ради юродивому — смиренному и убогому человеку, одному из самых презираемых в тогдашнем Константинополе. Когда-то в духовном видении он победил беса, был утешен Господом — и принял на себя подвиг юродства: подвиг особого смирения, когда человек становится безумным для мира, но обретает мудрость и смирение перед Христом. Он спал среди собак, на навозных кучах, терпел унижения и побои, и даже когда его переезжала повозка, он оставался жив. Всё, что получал, отдавал бедным.
Именно ему и его ученику Епифанию — юноше благородного происхождения, которого он когда-то встретил на базаре и разглядел в нём дар смирения, — было открыто это дивное явление. Андрей предсказал Епифанию, что тот станет патриархом — и так и случилось.
Во время всенощного бдения во Влахернском храме, где хранилась риза Богородицы, святой Андрей и Епифаний увидели Царицу Небесную, стоящую в воздухе. С одной стороны — руки Её были молитвенно воздеты к небу, как на иконах Оранты. С другой — в Её руках был покров, распростёртый над молящимися. Этот образ соединяет в Себе и молитву, и силу, и защиту. В отличие от других святых, Божия Матерь не только ходатайствует, но и покрывает Собой Церковь.
А было это во времена бедствия. На Константинополь наступали скифы — предки славян, возможно, русы. Патриарх Фотий, святитель глубокой веры и рассуждения, воспринял угрозу как наказание Божие за грехи, за охлаждение любви, за отступление от Бога. Войска противников уже вошли в пролив Босфор и готовились к высадке. Город был ослаблен. Тогда патриарх призвал всех ко всеобщей молитве и покаянию.
Молитва была услышана. Явление Пресвятой Богородицы стало знаком утешения и надежды: Её покров распростёрся над всем храмом. Когда Андрей поведал о видении, всем стало ясно — победа дарована не силой оружия, а силой молитвы, через милость Божией Матери.
Особый смысл заключён и в иконографии праздника. На древних изображениях Покрова Богородица стоит с распростёртым омофором, а под Ней — закрытые Царские Врата. Это не случайно: алтарь — образ Царства Небесного, а Врата — вход в него. И Божия Матерь предстоит в молитве, чтобы они были открыты для нас.
И как тогда было необходимо молиться — так и сегодня мы находимся в таком состоянии, когда молитва жизненно необходима. Мы должны снова и снова собираться пред Богородицей, каяться, просить, молить о милости и мире.
Вот уже более трёх лет продолжаются тяжёлые военные действия. Гибнут наши соотечественники. Многие устали, обессилели, потеряли внутреннюю устойчивость. Люди, оказавшиеся на войне, особенно по призыву, не ожидали столь долгого пребывания. И это уныние — не только человеческое, но и духовное — требует утешения и поддержки свыше.
Враги ополчились на святую Русь — как некогда ополчились на Константинополь. Но именно тогда, по преданию, это военное столкновение привело к обращению Дира и Аскольда — предводителей, участвовавших в набеге. Именно они позднее пригласили епископа в Киев. И многие киевляне крестились ещё до 988 года. Уже в 860-х годах происходили обращения ко Христу. Это стало подготовкой ко Крещению всей Руси, которое мы ныне вспоминаем как тысячелетний рубеж.
Пусть же и наше сегодняшнее молитвенное предстояние перед Богородицей станет началом духовного возрождения — пусть Господь, по Её молитвам, совершит и для нас чудо.
Как тогда взволновались волны Чёрного моря — бушующее море, непредсказуемое и страшное, — и флот завоевателей был рассеян, многие погибли, а Аскольд и Дир вынуждены были отступить и вернуться ни с чем, — так и ныне, если мы будем искренне, глубоко, смиренно молиться, Господь услышит нас.
Важно видеть собственную несостоятельность. Понимать, что многое в истории — в том числе и войны — попускается за наше нерадение, за нашу холодность, за нашу нелюбовь к ближним и к Богу.
Давайте приумножать любовь. Делать всё, что зависит от нас: ходить в храм, молиться, учиться, каяться, стремиться к Богу. Каждый — пусть будет предстоящим. Пусть каждый станет живым камнем Церкви. Пусть приобретёт личный опыт встречи с Богом.