Проповедь в праздник Входа Господня в Иерусалим
Вот и закончился Великий Пост. А вы знаете, если строго смотреть по богослужебным книгам, триодь закончилась и наступило время предуготовительных дней перед Пасхой. Эти дни начинаются чудом, предвозвещающим Воскресение Христово - Воскресение Лазаря и входом Господень во святый град Иерусалим. Праздником, который единственно из всех двунадесятых праздников имеет два тропаря, как будто святые отцы нам прямо указывают на его двойственный смысл. С одной стороны мы говорим о совоскресении Господу, а с другой стороны - о погребении Ему, которое каждый из нас проходит в Таинстве Крещения. И в этих песнопениях звучит скорбь о том, что сотворили люди со своим Спасителем, милосердно идущим к ним, как мирный Царь на ослёнке, а с другой стороны мы радуемся торжеству Господней благодати, которая входит вместе с Господом во врата милосердия и облекает этот город и потом уже облечет всё человечество через Его страдания, смерть и искупления.
И действительно, так и назывались врата. Часто археологи говорят, что Господь входил златыми вратами, а ведь на древнееврейском они назывались врата милосердия. Они располагались с восточной стороны, откуда всходит солнце и откуда пришёл народ израильский, с пустыни из-за Иордана, и это единственные ворота, по которым человек не поднимается, а спускается. И Господь спускался с горы Елеонской, горы благословения, спускался по Антониевой дороге и входил вратами милосердия, которые позже арабы, так как две части имеют эти врата, называли одну часть «врата благодати», а другую часть «врата вечной жизни». Удивителен другой факт. Когда Господь входил Он видел не только тех, кто Его поздравлял, восхищался, кричал «Осанна», радовался его приходу, Господь видел, как Он будет после вхождения в Иерусалим выходить из этого города, а выйдет Он уже судными вратами. И вот это может быть один из самых драматичных моментов в истории всего человечества.
Судные врата, располагающиеся с другой стороны, которыми выведут Спасителя уже через несколько дней, перед ними всегда останавливались. Останавливались, прочитывали весь приговор, и если звучал хотя бы маленький голос ребёнка, останавливали процессию и проводили следствие заново, считая что это Господь указывает на недостаточность расследования. Так вот, когда Господь сходил в Иерусалим и несколько детей кричало «Осанна», а когда Его выводили из Иерусалима, не прозвучало ни одного голоса у судных врат, даже ребёнок не возгласил. И вот здесь, как раз исполнилось страшное пророчество, которое мы думаем просто поговорка, Господь сказал: «Если они замолчат, камни возопиют» (Лк.19:40). Замолчали дети, когда Он выходил из судных врат и возопили камни, когда пришли римляне уже под предводительством Тита Исполина и распахали весь Иерусалим, потому что трещали и возопили камни. И от храмовой горы и от всего Иерусалима, даже посыпали солью, чтобы ничего не произрастало больше в этом городе.
И исполнилось другое пророчество, мы с вами порой не задумываемся в этот светлый, радостный праздник, когда Господь входит, кто с ним рядом идёт? Понятно, апостолы, Матерь Божия, но идёт с ним Лазарь, который буквально перед этим воскрешен. И помните притчу Господню о бедном Лазаре, лежащим у ворот богача и богача? И вот там Господь не случайно даже дал имя этому человеку. И когда Лазарь находится на лоне Авраамовом, богач молит его, чтобы он пошёл к братьям и убедил их изменить свою жизнь, потому что мучения их адские ждут. И вот тогда Авраам говорит: «Они имеют Моисея и пророков и этого с них достаточно», и тогда он говорит: «да не послушают они, вот если кто из мертвых воскреснет» и говорит тогда Авраам: «если они Моисея и пророков не слушают, то даже кто из мертвых если возопиет не послушают его и воскреснет не послушают» (Лк.16:30-31).
И как раз во время вхождения Господня в Иерусалим, яркая была иллюстрация этому. Рядом с Господом шёл тот, кто пролежал столько дней в могиле, который нёс на себе следы погребения и уже тления, весь народ восхвалял Господа, за то, что он сотворил, чего не было никогда в истории человечества, а князья, священники, даже фарисеи, которые кичились своей праведностью положили убить не только Христа, но и воскресшего Лазаря. И исполнилось на них пророчество Господне. Вот почему Господь оставил дом их пуст и не только ушла благодать, а знаменовав свой уход из ветхозаветного иудейства в новую церковь Христову, через разорванную завесу, но и был уничтожен храм во знаменование того, что прекратились жертвы кровавые и Господь больше их никогда в истории не примет и не будет принимать, и осталась только одна жертва Христова, которой идёт Господь через врата милосердия на осленке, двигаясь в этот город, который Он так благословлял и так любил по человечеству своему и который пришлось оплакать Ему, как человеку и выйти уже окровавленным.
Братья и сестры, когда мы будем праздновать этот праздник, радость наша безусловно должна присутствовать, потому что мы празднуем предвозвестие не только Воскресения Христово, но и наше тоже с вами, ибо нам нужно умереть и воскреснуть уже со Христом. Но мы так же должны вспоминать всё то, что предстоит Господу испытать и не уподобляться тем, кто промолчал и не замолвил слово за Господа. А как мы можем? В молитвах, в добром отношении к ближним нашим, в том, что эти дни хотя бы последние провести максимально с усердием, потому что все мы нагрешили в этом посту, все мы проявили себя не усердными в чём-то, где-то нарушили пост, где-то повели себя на людях ни как христиане. Нам Господь эти горькие моменты попускает, чтобы мы увидели себя реальными, потому что мудрый врач не умалчивает о болезнях, мудрый врач всегда указывает на самые тяжёлые. И вот когда Господь так премудро указывает на наши несовершенства, чтобы мы вместе с ним вошли в те врата, через которые входят святые, дабы с Господом вечно пребывать в неизреченном свете, в котором Он вошёл в Иерусалим. Аминь.