Проповедь в среду 1-ой седмицы Великого поста
«Недавно на заправке произошёл комичный случай. Идя к кассе, мы проходили мимо холодильной установки и женщина, которая там сидела говорит: «сливки на второй полочке», я говорю: «так Великий пост», на что она замечает, улыбаясь: «так ведь не то оскверняет человека что входит, а то, что исходит». Мы задумались… Я понял, - тут не без третьего лица. Наводящими вопросами, оказалось, это наш брат во Христе, священнослужитель поработал.
И действительно, возникает вопрос «а чего мы здесь перенапрягаемся, зачем бьем лбами, над нами же весь мир смеётся?» Ещё постимся, глупостями какими-то занимаемся, морим себя голодом. И вот возникает вопрос «а что для нас должно быть оценкой того, что мы делаем во время поста? Чтобы понять мы правильно поступаем, когда постимся и прикладываем к этому усилие, молимся сугубо или мы всё-таки проявляем себя как фанатики?» И приходишь к мысли что всё-таки главный краеугольный камень, эталон нашего поведения, мерило, канон того, что мы делаем и говорим - это слова Христа. Вот они и Его поступки нам указ, - что мы правильно делаем, а что нет. Тогда вспоминается, с чего начал земную проповедь Христос? С жесточайшего поста. Вспомним, когда говорится, что Он постился, в греческом тексте в Евангелие говорится: «Он закончил пост на 40-ой день, когда истощал», т.е иссяк силами, настолько сурово Он постился. И после этого только Господь вступает на своё служение. Многие скажут, ну это же Господь. Да, Он соединён с человеческой природой, но у Него силы-то какие Божественные. Но тогда посмотрим на апостолов. Как вступали на проповедь новые апостолы, апостол Варнава и Павел? В Деяниях прямо написано, они молились и постились, опять мы видим эту традицию. Вступая на суровое и очень ответственное поприще, должны были поститься.
Посмотрим ещё более утончённо-духовно. Ради чего мы вообще должны проходить вот это аскетическое служение? Ведь аскетизм, как элемент обязателен в христианстве. По силам конечно. Мы находим интересный отрывок в Евангелии, который всем нам является указанием, почему мы обязаны постится. Когда апостолы, уже имевшие дар изгнания бесов, пророчества, исцеления болезней, как дополнительный дар, который они не ожидали даже в себе увидеть, вдруг не смогли выгнать бесов из одного молодого человека, не самого последнего грешника. Что им сказал Господь: «О, род неверный и развращенный!» (Мф.17). Некоторые толкователи говорят, что это только апостолам было сказано, другие - семье его было сказано и окружающим, третьи говорят, что всем вместе. Мы можем сколько угодно гадать, но Господь определил причину этой болезни и причину того, что бесы не изошли из человека. И дальше нам всем ещё более точное указание на все времена до скончания веков: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Не «или», а «и постом». И тогда становится понятно почему в книге святых правил апостолов и Вселенских соборов неоднократно указывается на обязанность христиан постится.
Мы находим в правилах святых апостолов, и подтверждённое не раз решением Вселенских соборов, указание на то, что не только обычный мирянин, даже диакон, священник, более того, даже епископ извергался из сана за то, что не постился 40 дней, и более того в среду и пятницу. Посмотрите правила. Это закрепление традиций на бумаге. Это не сочиненное, это вышедшее из Ветхого Завета, но усовершенствованное, доведённое до идеала в Новом Завете правило, которое является обязательным для всех истинно верующих людей. В Ветхом Завете пост являлся средством выражения своей печали, скорби.
Через пророка Исаию Господь говорит: «Разве для меня вы поститесь?» Для кого нужен пост? Это не просто волеизъявление, не какая-то жертва, это как раз действие, в котором мы собираем все силы для того, чтобы свою душу предуготовить для Господа. Иоанн Златоуст пишет прямо: «Пасху нам дает и радости Господь не за пост, ибо любящий Господь, Бог любви, никогда через скорбь не даёт радость. Он даёт её даром, своей жертвой». Он даёт ее для того, чтобы мы возрадовались вечной радостью, даёт ее дыхание здесь на земле. Но, чтобы воспринять её как можно более тоньше в полноте, вот для этого как раз мы и постимся. Симеон Новый Богослов пишет: «все наши бдения, труды и посты нужны для того, чтобы познать свою немощь». Именно познание своей немощи меняет молитву к Богу, человек начинает относится к Нему не как к даятелю, а как к любящему отцу, милующему его каждый день. Здесь проявляется правильное новозаветное понимание поста.
Если мы хотим быть не просто христианами, а христианами настоящими, мы должны поститься обязательно, по мере сил. Понятно, что немощи у нас есть, но об этом древние отцы ни раз пишут: «немощи наши не должны подвергать нас к лукавству», когда прикидываясь болезнью больше и больше ослабляем пост, и всё меньше прилагаем усилий для изведения из нас этих духовных болезней. И другим методом никак не побороть этого, только молитвой и постом».