Проповедь в Рождественский сочельник
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братья и сестры, вот мы уже с вами стоим на пороге Рождества Христова.
Святая Церковь словно подвела нас к Вифлеемскому вертепу, куда мы с трепетом стремимся войти, чтобы созерцать ту тайну Боговоплощения Христова, то непостижимое и страшное умаление Божества. Бог, будучи Невещественным, Бестелесным, Всесовершенным и Всесвятым Духом, обретает человеческую плоть. Ни ту плоть, которую имел Адам при сотворении, но которую он приобрёл после грехопадения, — ту дебелую, немощную человеческую плоть. Чтобы соделавшись Человеком, как говорят святые Отцы — Василий Великий, Григорий Нисский — человека сделать Богом.
Нам дана такая счастливая возможность — веровать во Христа, знать Христа Спасителя. Но эта и возможность, и великая ответственность для нас. Это не только радость Богообщения, но и ответственность за каждый прожитый день, миг, за каждое сказанное слово...
И сегодня мы с вами предстоим перед этими Яслями Христа Спасителя, которые одновременно и Крест Его, полагающийся Христу, словно уже предобразуя в этом умалении, кормушке, древе — уже Древо Креста, на котором пригвождается дабы искупить род человеческий, и одновременно полагается словно во Гроб Он, Снятый со Креста, чтобы явить нам живоносную силу Своего Воскресения. И уже сейчас эта сила сияет во всём своём величии, просвещая души, сердца и умы человеческие.
Одновременно в этих Яслях есть многие другие прообразы. Но нам с вами дано не только созерцать прообразы, но словно осязать Самого Христа. Потому что мы, являясь членами Тела Христова, Тела Церкви Его, имеем возможность приобщаться Его Плоти и Крови, принимая в себя Самого Бога Христа Спасителя. Эта тайна даже не постижима для ангелов: а нам с вами такая возможность дана.
Сейчас, в преддверии Рождества Христова, когда Христос хочет сказать нам что-то сокровенное, нечто непостижимо главное, о том, что Он возлюбил этот мир, возлюбил до конца (по Ин. 13:1), что Он не боится этого умаления, не боится Божественного риска, на который Он идёт, становясь беззащитным малым Младенцем. А любая мать знает, на сколько беспомощен младенец, как маленький комочек, плачущий, зависящий всецело от своих родителей, от их попечения и покровительства; и все связи младенца с миром для любого ребёнка осуществляются через родителей; и пищу, и кров, и тепло — всё это дают нам наши родители, если они у нас есть.
Но Христос идёт на этот риск, совершает эту тайну для того, чтобы убедить человека в том, что Он желает нашего спасения. И в этой Его зависимости одновременно явлена Его непостижимая любовь. Не случайно Он становится Этим Младенцем, Которого Ирод ищет умертвить с первых же дней (см. Мф. 2:1–3). Не успевает родиться Христос, как у Него уже появляются злейшие враги.
И это образ христианской души. Как только мы рождаемся в Вечную Жизнь и становимся сопричастниками Тела Христова, вставая в воинство Христово, выходя на брань против мiродежителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной (по Еф. 6:12), мы сразу же приобретаем множество врагов. Желая того или нет. Если мы истинно стараемся быть последователями Христа Спасителя, то эта брань неизбежна, злоба демонская неизбежна против нас с вами.
Но мы не будем безоружны, не будем беспомощны, беспечны и наивны, потому что нам дана сила Христа Спасителя: Его мужеством, Его смирением, Его кротостью, Его непостижимой любовью и облекается наша душа во всеоружие Божие, способное выступить на эту брань.
Поэтому в этот день, в преддверии Христова Рождества, предстоя уже пред Его вертепом и приникая к Его Яслям, не только поразимся и умилимся этим видом чудного Богомладенца Христа, но в этом прообразе увидим Его мужество, Его, как великого Мужа, силу и смирение, Который выходит на эту брань с силами зла, с силой преисподней, чтоб явиться Победителем ради любви к человечеству и ради спасения людей.
И в этих Яслях мы видим преддверие нашего спасения, возможность нашего спасения, которую дарует нам Христос в своём Рождестве, дарует возможность обновления и причастия в Жизнь Вечную в Нём, в нашем Божественном Спасителе и Искупителе, Рождшимся ныне в Вифлееме. Аминь. Спаси Вас, Господи!