«СУТЬ ПРАЗДНИКА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы достаточна сложна для её краткого описания, потому что она представляет из себя как бы наслоение нескольких исторических периодов из-за долгого формирования и напоминает если образно говоря - пирог «Наполеон» , который состоит из нескольких слоев.
Основная суть этого праздника - молитвенные предстательства Пречистой Владычицы нашей Богородицы для всех нас. В этом самое главное и хотелось бы обратить внимание на две крайности.
Первая - мы слышим от тех протестантов или от тех людей, которые далеки ещё от Церкви якобы в первые века христианства не было ещё такого почитания Пречистой Богородицы как сейчас, и это всё уже наносное излишнее. Но на самом деле люди, говорящие так не имеют опыта жизни в Церкви, жизни во Христе. Не знаю удачный будет пример или нет, но представьте что молодожены, только-только поженились, и они кроме друг друга ничего не видят вокруг себя, вся любовь направлена только на одного человека - на супруга или на супругу. Но со временем, когда они начинают уже жить друг с другом в любви, они вдруг понимают что вокруг них есть ещё мать, отец, бабушки, дедушки, то есть вся семья. И также в Церкви происходит, когда человек внутренне начинает жить в Теле Христа, начинает чувствовать, понимать что рядом с ним молятся, не только он один, но молятся ещё и части Тела Христова. И первая из них - это Пречистая Божия Матерь и все святые. Вот как раз любовь, почитание Пречистой Богородицы исходит из опыта жизни в Церкви, и чем человек глубже погружается в этот опыт, тем он более понимает, начинает почитать и искать молитвенной помощи заступницы нашей Пречистой Богородицы.
Вторая крайность, вы не раз встречали в книжных церковных лавках какие-то брошюрки, где часто говорится какой иконе Божией Матери надо молиться при каких случаях. В Оптиной пустыни был такой случай смешной. Один наш брат стоял и продавал иконы и книги в иконной лавке, к нему подходит одна женщина и говорит: «батюшка, скажите, какой иконе Божией Матери мне молиться вот от того-то и того-то?» Он посмотрел на нее и достает с полки икону и говорит: «Вам матушка, наверное, больше всего подойдёт икона Прибавление ума».
Часто, к сожалению, мы относимся к Покрову Божией Матери как какой-то подушке безопасности, которая нас отделяет от Христа, от Его гнева. Это неправильное состояние и неправильные мысли. Божия Матерь наоборот помогает нам приблизиться ко Христу, в Ее благодати мы обретаем новое видение, новое ощущение жизни во Христе, а не то что Она отделяет нас своим Покровом от Христа, Которым мы должны жить. Только Он является основой нашего спасения.
В чем подвиг Божией Матери? Мы каждый раз читаем Евангелие, где слышим, как одна женщина воскрикнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27) и Христос в противоречие ей сказал: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). В этом как раз и состоит величие Божией Матери - Она как никто другой слышала Слово Сына своего и хранила его в сердце. Не просто так есть образ ковчега Завета, то есть прообразом Богородицы является ковчег завета, где хранились скрижали закона. Богородица хранила Слова Сына своего и к этому призывает нас.
Помните, единственная заповедь, которая была дана Божией Матерью людям на браке в Кане Галилейской: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Сложный вопрос была ли Матерь Божия безгрешна, как грех действовал или вообще не действовал. Если сказать кратко то, каждый из нас знает на опыте, что любое столкновение с грехом всегда в итоге выльется в поражение для нас. Какой бы не был грех, даже самый малый, но если мы с ним как люди немощные сталкиваемся, то будем поражены. Но если мы наш ум, сердце будем возносить к Богу, жить в Его благодати, то мы как бы обретаем некие крылья, дающие нам возможность взлететь над этим всем. Потому что враг рода человеческого это как змей, который пресмыкается, ползает по этой земле и стоит только войти в его нижнее состояние, осуетиться, он сразу же нас уязвляет. А стоит только воспарить умом ко Христу на Небо, то этот змей уже не может достать нас. Пречистая Богородица сумела войти в это возвышенное чувство, что ни один грех, ни один помысл не прикасался Её сердца и ума. Поэтому считается Она не имела греха в себе, хотя как любой человек, как любой из нас Она также могла быть подвержена греху но не подверглась потому что имела любовь, этот огонь, который мы должны иметь в своём сердце. Господь сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12:49), то есть этот огонь должен гореть в каждом из нас.
Время каждого из нас не долгое на этой земле и очень обидно, если мы используем его не по назначению: будем суетиться, постоянно пребывать в чтении новостей, что все равно приводит ко греху, так как отделяет от той единственной связи, к которой мы призваны.