Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Господь пришел даровать нам воды Духа Святого, струи благодатной новой жизни...»

Проповедь на Святое Богоявление. Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.  

Дорогие отцы, братия и сестры, мы с вами сейчас словно вместе со Спасителем в той толпе, которая пришла креститься от Иоанна Предтечи, присутствуем на Иордане.  

Как и тогда люди приходили на Иордан с разными мыслями, чувствами и желаниями: кто-то из праздного любопытства, кто-то из благоговейного трепета, кто-то из страха об ответственности за свои грехи, кто-то приходил на всякий случай, потому что «все идут, и я иду», кто-то приходил с тем, чтобы, быть может, что-то получить… Но, так или иначе, большинство израильских людей почитали Иоанна как пророка. И, видя мужество и твёрдость этого человека, приходили к нему, который совершал крещение покаянием. Слово «крещение» означало «омовение». Святой Предтеча вводил человека в воду и не выпускал его до тех пор, пока человек не исповедовал свои грехи, а далее погружал его, словно омывая скверну греха, выводил его из воды.  

И вот Господь наш Иисус Христос грядёт на Иордан в этой толпе, никем неузнанный, незнаемый. Для нас в этот момент Он впервые появляется на страницах Евангелия, кроме краткого упоминания о событиях Его Рождества. Именно поэтому мы этот день и именуем Богоявлением. Потому что Бог, явившийся во плоти, выходит уже на дело спасение человечества, приходит совершить то, ради чего Он воплотился, ради чего пришёл в этот мир. Приходит, чтобы возвратить Адаму то, что было утрачено грехопадением, и может быть возвращено только во Иисусе Христе, как новом Адаме, через Его послушание Богоотцу до смерти крестной.

Христос приходит на Иордан в смиренном и уничиженном виде, как Один из многих, совершенно ничем не выделявшийся из толпы. Приходит, чтобы даровать нам возможность обновления нашей жизни, чтобы в уравнивании Себя с нами дать человеку дерзновение входа в Небесное Царство.

И даже святой Предтеча Иоанн говорит: «Ты ли грядешь ко мне?», и «Я требую Тобою креститься» (по Мф. 3:14). Господь, который есть воплощенное смирение и кротость, говорит: «Оставь ныне, нам подобает исполнить всякую правду» (Мф. 3:15). И тогда, как сказано: «Крестился от Иоанна, и абие, — то есть тотчас — вышел из воды» (Мф. 3:16); как не требующий покаяния, лишь внешне совершил крещение. И в этом также открывая своё божественное умаление и снисхождение, лишь бы привлечь человека к Себе.

В этом умалении есть прообраз Его грядущего Распятия. Уже здесь Христос показывает, на что Он пришёл, являет нам Свое удивительное смирение, кротость и, одновременно, послушание Небесному Отцу. А через это послушание открывает человеку новую жизнь в нём, потому что и на Кресте Господь страдает как человек, привлекает к Себе всё человечество. Но и сейчас Господь через свою проповедь, на которую Он выходит после Крещения от Иоанна, через 40 дней пощения в пустыни, привлекает каждого из нас, так, чтобы отозвался хоть кто-то, и Царствие Божие наполнилось вновь человеческим родом.

Господь дарует нам возможность обновления в этот праздник Светов, Просвещения, как его ещё называют, потому что мы имеем возможность приобщиться к празднику, когда «вод освящается естество». Когда эта водная стихия, окружающая человека отовсюду и даже изнутри, дарует нам возможность не только физической жизни, но и жизни духовной. Через водное естество освящается естество человека. Воду мы пьём, её используем для приготовления пищи, водой умываемся от всякой скверны телесной. Вода является прообразом чистоты. Без воды невозможно представить жизнь человечества. И вот это естество воды освящает Господь, чтобы даровать нам возможность просвещения не только тела, но и, прежде всего, нашей души. Господь даёт нам возможность приобщиться к Его Благодати даром. Чтобы в этот день не только набрать и почерпнуть воды, как делали пришедшие к пророку Иоанну иудеи «на всякий случай», «для чего-нибудь», «как все». Но эта вода должна быть признаком нашей веры, которая почерпается с верой православными христианами, благоговейно хранится в домах православных христиан. Поэтому и брать крещенскую воду нужно с благоговением и верою, хранить и употреблять нужно с этими же трепетными чувствами и с верою в Бога. Тогда эта вода будет спасительна для нас, просвещающая нашу душу.

Но прежде всего Господь пришёл даровать нам воды Духа Святого, воды живые, струи благодатной новой жизни. К этим дарам призывается человечество от Крещения иорданского и от выхода Богочеловека Христа Спасителя на Своё общественное служение и на проповедь спасения человечества. И каждому из нас в этот день такая благодатная возможность дана. Нужно всмотреться внутрь своего сердца, испытать свою совесть, осмыслить всю свою прошедшую и настоящую жизнь, чтобы сквозь это сито требовательного отношения к самому себе дать себе надлежащую оценку. Через суд своей совести и пред судом совести и Судом Божиим, в нашем внутреннем человеке, принести теплое покаяние Богу — то, чего требовал Иоанн от приходящих к нему: «Змеи, порождения ехидны. Сотворите плоды достойные покаяния…» (по Мф. 3:7–8).

Именно этих плодов ожидает от нас Господь. Это собственно и есть наша христианская жизнь, чтобы не только иногда о чём-то умилённо вздыхать, эмоционально и чувственно размышлять, не только во вздохах есть покаяние, но — покаяние есть исправление. В этом движении нашего сердца от греха и злобы к праведности, чистоте и добродетели, от тьмы к свету — это есть подлинное покаяние, которого от нас ожидает Господь.

Покаяние, исправление нашей с вами души, конечно, невозможно без Бога, без Святой Церкви, которую Христос и основал, чтобы в ней человек приобщился к этим плодам, чтобы в Церкви произошло преображение человеческой души, её глубинное внутренне изменение. И в Церкви, и во всём строе церковной жизни: и в храмовой и домашней молитве, и в участии в Таинствах, и в чтении Священного Писания, и в исполнении Евангельских заповедей — всё это и есть те составляющие, которые постепенно, шаг за шагом, преображают нашу жизнь.

И дай Бог, чтобы у нас было это осознание, это желание, без чего дело нашего спасения не совершится. Оно не может происходить само по себе, как бы в тайне от нас, хотя Господь говорит, как семя, брошенное в землю, постепенно всходит, но всё-таки это семя тогда всходит, когда оно сажается в ожидании скорого урожая, когда сеятель трудится над своей нивой, когда он её пропалывает, пашет, возделывает — тогда и будет урожай. Но если человек не радит о своей пажити, то вряд ли на ней что-то взойдёт, а если взойдёт, то будет подавлено тернием. От чего да избавит нас Господь!  

В день праздника Богоявления выйдем все вместе на святую реку Иордан, чтобы созерцая тайну великого умаления Христа Спасителя и крещаясь словно вместе с Ним, с Ним и спогребаться, как говорит святой апостол, восходя с Ним на страдания и с ним соумирая, чтобы с Ним и совоскреснуть в Жизни Вечной. Спаси вас, Господи! Аминь.    

Иеромонах Назарий (Рыпин)