Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Тайна Христианства» 

Все евангельские заповеди условно можно разделить на две категории:  пассивные и активные. К пассивным заповедям относятся  те слова Евангелия, которые требуют от нас отношения к обстоятельствам. А есть активные заповеди, которые  требуют от нас действия, что гораздо сложнее из-за большего самоотвержения. Иногда это самоотвержение равносильно смерти души. И тут можно вспомнить слова Христа, сказавшего: «Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9:24). Сегодняшние слова Христа о том «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31) относятся как раз к категории активных заповедей. Она сложная. Сложная, во-первых, потому что требует большого рассуждения, а, во-вторых, требует большого  самоотвержения.  

Каждый из нас требует очень много по отношению к себе от других. Поссорились ли мы с кем-то, нам хочется чтобы  кто-то нам первый позвонил, попросил прощение…Из этой заповеди мы должны понимать, что  мы должны первые это сделать. Но бывает настолько сложно сделать, что кажется приходиться душу свою ломать, убивать ее. Здесь можно вспомнить о том признаке, о котором говорят Святые Отцы, - исполняем ли мы Христову заповедь или просто желание своего падшего естества, поврежденного грехом.  Святые Отцы говорят, что основной признак того, что мы идем по пути Христовом, когда наше внутреннее  естество со злобной силой противится нам. То есть все, что мы хотим сделать по евангельским заповедям в нашем естестве вызывает противление, потому что то состояние, в котором мы находимся  это противоестественно, добро смешано со злом в нас и исходящее из нашего сердца это как пища с каплей яда. Любая пища, имея небольшую часть яда, является сама ядом, она отравлена. Если мы будем следовать этому признаку -  то что мы делаем по отношению к ближнему вызывает в нас дикое сопротивление, нам не хочется этого делать, кажется что мы правы, что ближний не прав. Как раз тут мы стоим на пути Христовом, крестном пути. Своими силами это сделать нереально, у нас нет таких внутренних возможностей, на нашем собственном потенциале мы не может ничего сделать, здесь нужна сила свыше, сила Христова. Не просто так апостол Павел сказал: «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). То есть сила Божия поможет, единственное мы должны смириться и принять ее, сделать этот шаг, но это очень не просто. 

Сегодня мы причастились Тела и Крови Христа, слышали слова: «благодать Господа нашего Иисуса Христа, любовь Бога и Отца и причастие Святого Духа будет со всеми вами», то есть она пребывает с нами, она рядом. Сделать нужно только один шаг, Господь сделает все лишь бы мы смирились и приняли ее. 

Еще в Ветхом Завете была такая известная заповедь: «око за око, зуб за зуб» (Левит 24:20). Иногда она понимается  в том плане, что  надо мстить за себя точно также, но эта заповедь  говорит о другом. Эта та же самая заповедь евангельская, только вывернутая наизнанку. Здесь Господь говорит о том, чтобы мы  не мстили другим больше чем сделали нам. То есть если нам сделали плохо, мы должны не убивать человека, не колоть ему два ока, не делать ему как он сделал нам. Здесь тайна Церкви Христовой, здесь таинственным образом изображена та мысль, что все мы будем являться Единым Телом Христовым. То есть все, что происходит с нашим ближним, происходит с нами, здесь тайна Христианства.  

В житии прп. Антония Великого есть такой случай, когда к нему пришли странствующие братья  и стали задавать ему вопросы  и прп. Антоний  начал ему отвечать: «поступайте как говорит Евангелие, любите врагов ваших»,  «а мы этого не можем делать»,  «тогда хотя бы не воздавайте зло за зло», «а мы этого не хотим». Тогда Антоний Великий поворачивается к своему ученику и говорит: «слушай, иди, приготовь им кашу, они больны, потому что если одного не хотят, другого не могут, то что же они за христиане?»   

Мы действительно ничего не можем, но Господь, прибывающий с нами через причастие Тела и Крови Христа, в нас, и мы не можем не победить. Если мы проигрываем, значит это уже дело веры, значит что-то с нашей верой.  

Иеромонах Даниил (Михалев)