Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Величайшая добродетель» 


Совсем уже близок великий пост - время нашего очищения, долгожданное время нашего покаяния. Мы, конечно, с вами постоянно каемся, каждый день вспоминаем о том, что мы грешники, но все-таки это сугубое время. 

Неделя вроде радостная, мы называем её масленицей, то есть мы принимаем в этот день много пищи, как правило, блинов. Перед, в кавычках «смертью», пытаемся «надышаться» подчас. 
Но иное представление имеет Святая Церковь об этой неделе. И сегодня мы вспоминаем особый день, последний день мира, день Страшного Суда. И этим событием наполнено содержание нынешнего Евангелия. Господь говорит, что Он придёт уже со славою, с ангельскими силами, придёт для того, чтобы разделить род человеческий на тех, кто с Ним, и на тех, кто далеко отстоит от Него (Мф.25:31). И критерием этого разделения, как ни странно, Он не ставит даже грехи наши, страсти, падения. Критерий в другом. Он говорит о том, что те будут с Ним, кто накормил ближнего, напоил, странника приютил, посетил в темнице. Спрашивают Его: «как же, Господи, чем они связаны?» Он говорит: «вы Меня накормили в этом отношении, вы Меня напоили, посетили».  Все недоумевают, как это. А Господь поясняет как раз, что в них, в каждом из них есть Я. Это говорит о том, что первая и величайшая добродетель, которую мы всеми остальными какими-то подвигами, будь то пост, молитвы наши, дела милосердия, всё это ведёт к этой любви основной - Бог есть любовь (1Ин.4:16). И Он ищет любовь в каждом из нас, проверяет есть она или нет. Вот это критерий Его оценки. Сам Он любил не разбирая лиц. Помните, когда Он умывал ноги апостолам, особый момент. Среди Его двеннадцати учеников было два предателя: Пётр, который потом покаялся, и которому Он дал даже ключи от Царствия Небесного, и Иуда, но оба они потом Его предадут. Однако Он посещает и их, и Он им оказывает любовь, потому что Он есть любовь, и это чувство Он ценит в каждом из нас. 

В нашей жизни мы часто и ныне живём как в аду. Люди, находящиеся в страстях, грехах, по большому счету имеют лишь какие-то моменты удовлетворения страсти и в этот момент они счастливы, но это лишь момент. Блудник получает во время какого-то блуда наслаждение, потом у него раскаяние. Сребролюбец получает радость когда приобретает очередную 84-ю квартиру, ему она не нужна вообще, завтра он поймёт, что это уже в прошлом, и радости никакой он не будет испытывать, он будет снова трудиться для приобретения 85-й квартиры, 86-й, будет вкладывать большие труды, лишь одним мигом каким-то будет счастлив. Стоит ли ради этого мига потом иметь ответную отрицательную реакцию богооставленности? Поэтому конечно уже многое мы имеем здесь, имеем ощущение ада. 

В наше время многие люди нуждаются в нашей помощи. На днях разговаривал с медсестрой одного из госпиталей, где лежат раненые солдаты, лежат без ног, без рук. Некоторые лежат вообще «самовары». Знаете да, что такое «самовары», наверное? В Великой Отечественной войне таких много было, их прятали от народа. На Валааме очень много прятали, чтобы не видели эти страдания людей без двух ног и без двух рук. Но они же люди. И Господь и их способен утешить. И утешает Он их в частности через нашу любовь, христианскую любовь. Поэтому это ещё одна такая сфера влияния, где мы можем себя проявить, отдать то, что у нас есть, отдать любовь. Если кто-то имеет какую-то финансовую возможность, какие-то квартиры, всегда мы тоже можем использовать во благо другому человеку, помочь ему. И в этом проявление нашей любви. А тем, кому Господь не дал пока, и дал наоборот какие-то скорби, нужно во имя Господа потерпеть, и в этом будет любовь. Терпение и смирение это тоже проявление любви к Богу, не пороптать, принять как от Бога данное. А Господь, видя вот это ваше принятие, обязательно кого-то пошлёт, может быть не сразу, кто вам поможет, и неожиданно изменятся обстоятельства вашей жизни, нежданно найдётся какая-то работа или кто-то поможет в приобретении квартиры. Просите и будете услышаны, Господь говорит, стучите и отверзят вам (Мф.7:7). Только вера должна быть крепкая и упование непосрамляемое. 

Ещё о страстях. Наиболее сейчас самая опасная страсть, даже не чревоугодие, не винопитие, а повсеместное увлечение средствами интернета, то есть нахождение в пространстве информационном, в информационной помойке. Человек становится двуличным, я имею в виду и тех христиан, которые ходят в храм, и одновременно, придя домой, сидят там часами в тиктоках, ютубах и других, отвлекаясь, и своё предназначение христианское не реализуя. Личность при этом не вызревает, она теряется, рассеивается, человек нерешительный, он не способен на серьёзные поступки. Об этом надо нам помнить. 

И в заключении хочу напомнить как к Страшному Суду относились наши предки. В храмах Псковщины, в храмах Великого Новгорода на западной стене мы как правило видим картину Страшного Суда, змея, поглощающего людей, бесов, которые мучают людей, картины ада. Напомню вам из сегодняшнего Евангелия, Господь уготовил место для дьявола и ангелов его, не для нас, Он всем хочет спастись (1Тим.2:4; Иез.33:11), поэтому спасение зависит от нас. Так, выходя из храма, каждый христианин, поворачиваясь уже к миру, он волей-неволей вспоминал о Страшном Суде, чтобы жить более глубоко в мире, ответственно и внимательно. Будем внимательны в своей христианской жизни.

иеромонах Амвросий (Пархетов)