Проповедь на Вознесение Господне
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие отцы, братия и сестры, всех вас поздравляем с праздником Вознесения Господня, с этим дивным событием в жизни христианской Церкви и всего мира!
Можно говорить и о мистической — таинственной — стороне этого праздника, можно говорить и о фактической стороне, о чём святые Отцы много пишут. Мы сегодня подробно слышали в «Деяниях святых апостолов», как в продолжении Святого Евангелия, оба зачала, написанные апостолом Лукой, где говорилось о Вознесении Господа нашего в теле на Небо (Деян. 1:1–12; Лк. 24:36–53).
К сожалению, очень редко современный человек задумывается, насколько воплощение Бога сильно изменило весь мир, всякую тварь и, прежде всего, самого человека. Как говорит свт. Иоанн Златоуст, что если у кого-то из знакомых и близких есть имя человека, достойное почитания, высокого уважения и восхищения, то это весьма значимое явление. Но вот среди людей есть Сродник, как пишет свт. Иоанн, с Имением Вышнего Бога, и великое и дивное дело для всех народов, тело, преображенное человеческое естество Сына Божия вошло в недра Святой Троицы. Это и Сын Божий, и Человек, родной нам Человек.
И теперь человек Духом Святым усыновляется Божеству, усыновляется через жизнь по заповедям Божиим, через жизнь по Евангелию и преданию святых Отец, через Святую Православную Церковь (см. Ин. 14:23 и др.).
Господь преобразил, изменил до глубин человеческое тело, показал глубину и широту человеческого сердца, что ничего не может наполнить и насытить человеческое сердце, кроме Божества и божественного. И вот человек даже вмещает Бога и Царствие Небесное, и не попаляется, и остается живым! Такую честь Господь дал человеку! Господь показал человеческую личность, которая всегда является индивидуальной и неповторимой. Каждая человеческая личность настолько дорога Богу, что Он принял за неё страдания и смерть. И показал такую любовь к нам, что эта любовь превзошла всё!
Господь пришёл к своим, а свои Его не приняли, отвергли (по Ин. 1:11). Он пришел к людям, которые просили земное, а Он предложил им Небо на земле и крест (по Мф. 16:24). И тому народу, который хотел властвовать нам другими, Он предложил вместе с Ним жить и умирать ради других.
Эта любовь делает из любящих Его агнцев. Господь говорит: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16). Господь научает такой любви, которой раньше не было на земле. Потому что и тогда, и сейчас страшно любить так, как учит нас любить Господь — не ожидая взаимности, не получая ничего взамен, любить не для себя, а для ближнего, равно всех: и того, кто радует наше сердце, и того, из-за кого наше сердце болезнует (см. Мф. 5:44–48).
Сегодня праздничный день Вознесения Господня, но, вместе с тем, возникает некая грусть, печаль. Но наш Господь говорит: «Не оставлю вас сиротами; приду к вам», и «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять» (Ин. 14:18, 16).
Господь возносится сегодня на небо, а что же происходит с нами? Чем отвечаем мы на сию любовь?
Как часто бывает так, что человеческое естество, человеческая душа увлекается земным. Конечно, Бог не запрещает иметь попечение о плоти, потому что мы наполовину принадлежим земле. Но Святая Церковь нас учит только прикасаться к земле, но сердца иметь горе (высоко). Не приковываться к этому миру. Даже самое великое благо, если оно закрывает нам Бога, становится великим злом. И любовь, которая есть некоторая смерть ради ближнего, потому что любовь всему верит, долготерпит, жертвует (см. 1 Кор. 13).
Но, к сожалению, бывает, человек, живущий плотью и одними ее желаниями, любит так, что отягощает своей любовью ближнего, сковывает его, и ближний даже желает убежать от такой навязчивой любви. Не так нас учит нас любить Господь. Господь научает нас, что попечение о плоти — временное, и апостол Иаков говорит: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» (Иак. 4:14).
Потому и нам надлежит руководствоваться Преданием святой апостольской Православной Церкви, Святым Писанием, чтить как можно строже церковный устав, потому что строгое соблюдение устава даёт человеку найти и соблюсти чистоту своего сердца, тех сердечных сил ума, чувств, воли, которые очистившись с помощью Божией позволят нам иметь духовное зрение, чтобы увидеть в ближнем тот образ Жившего, Пострадавшего ради нас, Принявшего мученическую смерть, Воскресшего ради человек и Возшедшего с Телом на Небеса — Иисуса Христа, истинного Бога нашего. Аминь.