Проповедь во вторник 1-й седмицы Великого поста
По окончании великого повечерия с чтением Великого канона прп. Андрея Критского
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Дорогие братья и сестры, второй день мы молимся покаянными молитвами. Мы слушаем Великий канон прп. Андрея Критского. К чему он нас призывает?
Мы слышим после каждого тропаря призыв к покаянию: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя».
Прп. Петр Дамаскин писал, что оживление человеческой души начинается со зрения своих грехов, и как раз в покаянии, а покаяние — это перемена, мы можем увидеть эти грехи, которых бесчисленное количество, как песок морской.
Прп. Макарий Великий говорил, не великое дело совершить чудо, а великое дело — видеть свои грехи.
И мы Великим постом призваны к тому, чтобы сугубо посмотреть на своё душевное и духовное состояние, на сколько мы поражены грехом, на сколько он владеет нами, чтобы сказать: «Господи, помилуй!», чтобы Господь исцелил… Невозможное человеку возможно Богу. Человек не может спастись сам, но только когда он принимает Божественную Благодать, когда действует Божественная Воля и с ней в согласии воля человеческая. Человеческая воля должна быть согласна с Волей Божественной.
Для нас сейчас очень важно понять, что такое покаяние. В первую очередь мы должны начать с того, чтобы не осуждать наших ближних: не осуждать тех, кто находится с нами рядом, не осуждать врагов, Господь призвал молиться о ненавидящих нас. А мы часто осуждаем, даже, порой, бывает. клевещем друг на друга, нередко мы проводим время в пересудах о других: этот такой-то, эта такая-то, священник такой-то, а епископ такой-то...
Мы сейчас призваны к тому чтобы посмотреть на себя, на свою душу. Поскольку первая ступень любви — это неосуждение, то для того, чтобы взойти на неё, надо видеть свои грехи, укорить себя, и тогда Господь, видя что мы смиряемся, даёт нам Свою благодать.
Свт. Иоанн Златоуст говорил, что даже если у человека нет больших грехов, но он осудил другого, то этот один только грех его может ввергнуть в преисподнюю. Нам надо учиться видеть свои грехи, а не ближнего.
Вспомним житие свт. Василия Рязанского, который был великим подвижником и молитвенником, но по зависти диавола был оклеветан: бес в виде блудницы на виду у людей стал часто входить и выходить из святительского дома, показываться народу из его окна — всё для того, чтобы горожане подумали, что их епископ ведёт нечестивую жизнь; и начался в городе бунт, но святитель не стал оправдывать себя и искать защитников, помолившись, он вышел к реке Оке, снял с себя мантию, разостлал её по воде, встал на неё и, чудесно несомый силой Божией, уплыл по реке в другой город. Когда горожане увидели это чудо, то поняли, что их епископ был оклеветан и что, на самом деле, он человек святой жизни.
Будем же, братья и сестры, брать пример со святых и искренне взывать молитвой прп. Ефрема Сирина: «Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков». Аминь.