en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

 

МУЖСКОЙ ХОР «ОПТИНА ПУСТЫНЬ»

 

Мужской хор «Оптина Пустынь» был создан в 1996 году в храме Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове в Санкт-Петербурге, ставшем в 1991 году подворьем Оптиной Пустыни. 15 сентября 1996 года, на память преподобных Антония и Феодосия Печерских, была отслужена первая знаменная литургия. Помимо древнерусских одноголосных распевов, на богослужении исполнялись разные виды русского церковного многоголосия: строчное пение, знаменное многоголосие и ранний партес, а также распевы православных певческих традиций — греческой, сербской, болгарской и грузинской. На богослужениях хор поет по «киевскому знамени» XVII столетия, которым отпечатаны синодальные одноголосные богослужебные певческие книги. Распевы этих книг использовались в качестве образцовых абсолютным большинством композиторов, включая П. И. Чайковского и С. В. Рахманинова. Помимо расшифровок древнерусского многоголосия хор исполняет собственные и композиторские подделки «под стиль», а также наиболее интересные сочинения церковных композиторов. Певческая традиция, которая сегодня устоялась на богослужениях Подворья, согласуется с эпохой многораспевности, которая бытовала в царствование Алексея Михайловича и продлилась до конца Петровской эпохи.  

Общий состав хора насчитывает двенадцать певчих — выпускников Санкт-Петербургской Консерватории, в то время как гастрольный состав хора насчитывает семь лучших солистов. Художественный руководитель коллектива — Александр Семенов окончил дирижерско-хоровой факультет Петербургской Консерватории по классу народного артиста России В. В. Борисова, а также на факультатив симфонического дирижирования в классе народного артиста России Э. А. Серова. По окончании Консерватории изучал древнерусское крюковое письмо под руководством А. Н. Кручининой и З. М. Гусейновой. В составе хора много лет выступают выдающиеся солисты Санкт-Петербурга: Владимир Миллер (бас-профундо), Александр Горбатенко (контр-тенор), Игорь Возный (тенор), а также молодые исполнители — лауреаты международных конкурсов Дмитрий Писарев (баритон), Евгений Михеев (тенор) и Борис Петров (баритон).  

За два десятилетия творческой деятельности хор «Оптина Пустынь» стал постоянным участником российских и зарубежных фестивалей. В родном Петербурге хор постоянно выступает в главных концертных залах города: в Большом и Малом залах Филармонии, зале Академической Капеллы, БКЗ «Октябрьский» и др. В России хор выступил более чем в 25 городах от Москвы до Южно-Сахалинска. Зарубежные гастроли «Оптиной Пустыни» проходили в Венгрии, Германии, Голландии, Испании, Италии, Китае, Колумбии, Норвегии, Сербии, Черногории, Финляндии, Франции, Швеции, Эстонии, Украине. Древние распевы в исполнении хора звучали в Успенском соборе Московского Кремля, Софийских соборах Киева и Новгорода, в Александровой слободе, а также во многих знаменитых соборах Западной Европы. За годы своего существования хор представил 15 CD и SACD альбомов.  

«Оптина Пустынь» представляет нетронутые области музыкальной культуры, проводя исторические и художественные параллели различных направлений и стилей церковной музыки. В 2008 году в историческом музее Регенсбурга (Германия) была анонсирована программа «Пение древней Церкви», включающая в себя григорианские, амвросианские, византийские, армянские и грузинские распевы V — XV столетий на языках оригиналов. В 2011 году хор «Оптина Пустынь», совместно с бельгийским дирижером Полем ван Невелом (основателем и дирижером Hueglas Enemble) представил программу Ars Aniqua & Ars Nova, в которую вошли песнопения XIII — XVI веков композиторов старофранцузской и фламандской школы. В 2013 году в Малом зале Филармонии хор представил программу «Распевы хора Государевых певчих дьяков». В эту программу вошли распевы, родившиеся в недрах самой знаменитой русской певческой корпорации, сопровождаемые музыкально-историческими комментариями, освящающими эпохи царствования Ивана III, Ивана IV, Феодора Иоанновича, Алексея Михайловича и Петра I.  

Художественное наследие Святой Руси на сегодняшний день представляется еще «землей неизведанной». Основной корпус певческих рукописей еще не изучен и ждет своего исследователя. Не достаточно изучен и музыкальный мир древней Руси, в котором древние церковные распевы были составной его частью. Основные открытия в области древнерусских распевов еще впереди и находятся они, не только в теоретическом, но и в богослужебном освоении русской певческой культуры, раскрывающей молящимся свои глубинные красоты.

 

 


Более подробную информацию смотрите на сайте optinachoir.ru