Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

На Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа

Уже второй год, как по благословению Наместника монастыря Оптина Пустынь архимандрита Венедикта на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Встречи проходят под руководством настоятеля игумена Арсения в рамках живого диалога с вопросами и ответами.

6 декабря на Оптинском подворье состоялась очередная духовная беседа. Первая часть встречи была посвящена чтению наизусть прихожанами глав из Евангелия, вторая часть — непосредственно беседе на духовные вопросы. В этот раз были прочитаны 5-я, 6-я и 7-я главы от Матфея (Нагорная проповедь).

Перед чтением Евангелия отец Арсений обратил внимание присутствующих на важность постоянного чтения и знания Священного Писания Нового Завета для православных христиан.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Каждое Евангельское слово имеет, прежде всего, силу, облечённую в словесную форму. Господь говорит: «глаголы, яже Аз глаголах вам, дух суть и живот суть» (Ин. 6:63). Приведу вам отеческий пример — святого Петра Дамаскина. У преподобного Петра Дамаскина много написано о чтении Евангелия, рассуждении и о том, почему нам Евангелие открывается с течением времени, по мере его изучения. Чтобы иметь какое-то рассуждение о Святом Писании, необходимо хотя бы его знать. А чтобы начинать проникать в глубину Писания, его нужно исполнять делами, и, по исполнению заповедей и исполнению дел по заповедям, начинается открываться глубина Писания. Святой Петр Дамаскин также пишет, что по промыслу Божию от человека остаются сокрытыми смыслы Священного Писания.  

ПРИХОЖАНКА: Чтобы не гордились?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Здесь мы не можем ограничить и точно сказать «почему». По особому промыслу Божию. Возможно, чтобы не гордились, или эта мера ещё преждевременна для человека, или ему ещё рано понимать созерцательную сторону Писания. Помните, мы на прошлой беседе говорили о деятельных и созерцательных книгах для чтения. Допустим, приступая к изучению физики, мы должны знать математику, знать цифры и формулы, а есть и более высшие науки, ядерная физика и так далее. Но в духовном знании — процесс познания более глубокий и многогранный… Сказано: «мудрость мiра сего есть безумие пред Богом» (1 Кор. 3:18). Как высоко может быть духовное христианское рассуждение. Смысл Писаний, духовное рассуждение часто сокрыты от нас, но без делания заповедей Писание не раскрывается… Мы — существа словесные, мы говорим и понимаем друг друга. Нам Господь дал слова (в Евангелии) и в них облёк тайну спасения. Давайте начнём нашу очередную беседу с чтения Евангелия.

После чтения Евангелия игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами храма на волнующие духовные вопросы. Предлагаем вниманию некоторую часть из воскресной беседы.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а где грань между рассуждением и осуждением?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: По отношению к самому себе мы можем только одно рассуждение применить: «Боже, милостив буди мне, грешному» (Лк. 18:13). Другое суждение о себе может значить давать себе цену: я чего-то постиг, встал на какую-то ступень духовного развития (совершенства)... Всё это глубочайшее ослепление. Когда Господь вернул зрение слепому, то Иисус Христос сказал: «на суд Аз в мiр сей приидох, да невидящии видят, и видящии слепи будут» (Ин. 9:39). Тогда фарисее сказали Ему: «еда и мы слепи есмы?» А Господь говорит им: «Аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает» (Ин. 9:40–41). Поэтому о себе мы можем иметь одно рассуждение «Боже, милостив буди мне, грешному»... Это о себе. Хотелось бы сказать несколько слов о грани рассуждения и осуждения, когда мы говорим о других людях. Начиная говорить о других, мы уже имеем мнение о себе, что мы нечто, не ничто, а нечто, и так мы вступаем в рассуждение о другом, и легко переходим в осуждение. Святые Отцы говорят, что человек, осуждающий другого, забирает власть у Бога… Чтобы иметь рассуждение о другом человеке, нужно его иметь. Вот вы спрашиваете, можем ли мы рассуждать о человеке? Можем. Но для этого нужно иметь рассуждение. Как раз на днях я читал главу у преподобного Петра Дамаскина «О рассуждении», и послушайте, для примера, слова святого о том, что значит духовное христианское рассуждение (ч и т а е т): «Весьма хорошо о всем вопрошать, но опытных, а неопытных опасно, потому что они не имеют рассуждения, — и теперь пишет, что такое рассуждение. — Рассуждение знает время, потребность, устроение человека, свойство его, силу, ведение вопрошающего, произволение его, намерение Божие, смысл каждого изречения Божественного Писания» (по Прп. Петр Дамаскин. Творения. Книга вторая. О рассуждении). Если это в нас есть, то мы можем приступить к рассуждению о другом человеке… Но знаем ли мы намерение Божие о ближнем, достигли ли мы такой высоты?.. Надо сказать, что у каждого времени, каждого поколения есть свои силы (возможности), у каждого случая свои особенности, и рассуждение обладает многогранностью, поэтому нам, как слепым, по слову Господа: «Аще бысте слепи были, не бысте имели греха: ныне же глаголете, яко видим, грех убо ваш пребывает» (Ин. 9:40–41), — лучше не иметь греха, согласны? Ещё раз, возвращаясь к осуждению о другом человеке, Писание и святые Отцы говорят лучше иметь слепоту, исповедовать слепоту в себе. «Боже, милостив буди мне, грешному».

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а вот есть такое самоуничижение, когда человек часто уничижает себя, не даёт говорить о нём хорошее? Это от гордости?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если человек начинает оправдываться, когда ему говорят, что он хороший, то у него уже есть грех гордости. Когда хвалят, лучше промолчать, можно поблагодарить, но лучше просто промолчать, тогда ваш ум остановится, не будет возношения ума, не будет смущения.

ПРИХОЖАНКА: А самому тоже лучше не хвалить и не говорить комплименты?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Бывают случаи, когда человек унывает, и вы же сами видите, что унывает, — можно похвалить. В этом заключается желание помочь человеку.

ПРИХОЖАНИН: Батюшка Ефрем, а поясните, чем ежедневно согрешает человек, может, мы грешим и не понимаем, что это грех?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Уточните, какой грех вы не понимаете? Почему вы грех не понимаете, это ведь очень личная жизнь, сугубо личные отношения тебя с Богом. Если ты этого не понимаешь, значит это неведение греха, если неведение греха, значит ты повинен в неведении греха. Вы все часто исповедуетесь, у вас есть опыт Исповеди, если что-то вы забываете на Исповеди, то можно сказать, что вот, батюшка, то-то забыл, согрешил неведением. Вы можете это сказать? Можете. Это и будет исповеданием…

ПРИХОЖАНКА: А превозношение и гордость — это одно и тоже?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Одни святые отцы их различают, другие — не различают. Но в принципе, это одно и тоже. Свойство одного греха.

ПРИХОЖАНКА: А разделять ли эти страсти на Исповеди?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: На Исповеди говорите конкретно, как вы думаете, разделяя или не разделяя эти страсти, превозносился над тем-то, над чем-то… Мы не живём на столько внимательной жизнью, чтобы разделять гордость от превозношения или тщеславия, в нас настолько явны эти страсти, тут надо быть проще, превозносился над тем-то, гордился тем-то…

ПРИХОЖАНИН: Это надо осознать, чтобы раскаяться.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да. Сейчас очень доступны книги святых Отцов, и их надо читать (с благословения духовника).  Раньше, чтоб эту книгу, даже вот творения преподобного Петра Дамаскина, перевести, нужно было собрать в Оптиной пустыни старцев, преподобного Макария Оптинского, Амвросия Оптинского, их помощников Ивана (Ювеналия) Половцева (архиепископ Литовский и Виленский), Льва (Леонида) Кавелина (архимандрит, наместник Троице-Сергиевой лавры) и других, чтобы хотя бы одну книжку перевести, исправить, напечатать, дать людям для чтения. Это было очень сложно. А теперь просто и доступно. Святые Отцы говорят, что мы не видим своих грехов, и это не удивительно, и святой Петр Дамаскин пишет, что превозношение заставляет и слепых считать себя видящими и неразумных по пустому величаться.

ПРИХОЖАНКА: Батюшка, подскажите. Вот в семье, если жена видит, что муж совершает неправильные поступки, как вести себя жене, как помочь мужу, подсказать, что он не прав, он в опасности, не раздражая его?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Это частный случай. У вас есть духовник.

ПРИХОЖАНКА: Да.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Тогда вы подойдите к своему духовнику и спросите. Он вас знает, знает вашу семью, и в данном случае, посоветует вам, как поступить.

ПРИХОЖАНКА: Я больше о том, как женщина должна себя вести... В наше время часто случается, что женщин «заносит» выше мужчины, а это, знаю, не правильно, но ведь я должна помогать своему мужу, но как это правильно делать, при этом его не обидеть?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Каждый семейный случай — частный, индивидуальный, в одном случае — так, в другом — так. Лучше решать эти вопросы с духовником. Помните, слова в Апостоле, что жене непозволительно учить мужа (см. 1Кор. 11:2–6, 1Кор. 14:34–35, 1Тим. 2:11–14, Еф. 5:24 и др.).

ПРИХОЖАНКА (другая): Нет, написано нельзя учить в церкви.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: А из церкви вы вышли и начали учить мужчину, можно что ли так? А семья — это малая церковь… Апостол Павел говорит, что «желаю, чтобы все люди были, как и я, — то есть безбрачным, — но каждый имеет свое дарование от Бога» (1Кор. 7:7) и хорошо человеку оставаться так (см. 1Кор. 7:26), но если кто не может воздерживаться, говорит апостол Павел, пусть знают, что такие будут иметь скорби по плоти (см. 1Кор. 7:28).

ПРИХОЖАНКА: А что такое «скорби по плоти»?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Житейские проблемы, скорби… Про женщину мы читаем в Апостоле: «да учится в безмолвии, со всякою покорностью», «учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем», «спасется через чадородие, — не одним только чадородием, но самое главное, — если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (по 1Тим. 2:11–14). Жена должна учить, но кого? Она должна учить детей.

ПРИХОЖАНКА: А если она не может иметь детей?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В семье жена должна слушаться мужа.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: В нашем время такой ещё момент происходит. Очень часто бывает так, что женщина заранее права и имеет над мужем такую власть, потому что муж согрешает, и бывает тяжко согрешает; вот и вы задаёте вопрос и говорите, что муж в опасности. А она православная, ходит в храм, она в праве иметь над ним какую-то власть, духовную власть. И здесь, на самом деле, происходит искажение правильного пути. Естественно, муж должен быть верующий и должен быть главою семьи. Но в наше время зачастую такая неприглядная ситуация бывает, когда мы знаем, что муж пьёт, гуляет… но она терпит и терпит… Ради чего? Ради своего спасения. Но если он ей изменяет, то она имеет право с ним расстаться. Но вместе с тем, если она терпит и несёт свой крест, думаю, что она будет мученицей. Мы в России первые по разводам во всём мире, а Северный Кавказ — самый меньший по разводам. Почему? Потому что традиции чтут… И женщина, когда она приходит к Богу, у неё уже есть моральное право властвовать над мужем, потому что он согрешает, а она церковная, она христианка, вот и получается… И ситуации разные бывают. Бывают случаи, когда священники благословляют развод, потому что дальше так этой семье жить невозможно, неполезно никому… А есть причины, которые совсем не являются основанием для развода. Нужно молиться всем.

ПРИХОЖАНИН: А какое должно быть правильное стремление мужчины и женщины, вступающим в брак?

ИГУМЕН ЕФРЕМ: «Оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут двое в плоть едину» (Быт. 2:24). Это самая главная заповедь — семье быть единым целым. Я знаю человека, у него с женой четверо детей, и он мне говорил, что вот ей больно и мне больно, что всегда чувствую, когда у неё что-то не так. В какой-то степени — это идеал семейных отношений. И когда люди создают брак, всегда говорится (и священниками, и в молитвах на Таинстве Венчания), что они должны быть одним целым: и общие радости, и общие печали. А иначе всё будет бессмысленным: сначала будет вожделение, а потом реальность жизни, от которой люди разбегаются.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: На памяти имеется такой случай, как-то разговорился с семейной парой, людьми лет 60-ти, на подсобном хозяйстве. Они сказали, что путешествуют. А я говорю: «Вместе, молодцы какие!» А они в ответ: «Вы знаете, мы только в 60 лет  примирились друг с другом, нашли друг друга, когда пришли в церковь, а до этого каждый день скандалы были». То есть люди терпели друг друга, смирялись, а пришли в церковь, и Господь дал им благодать. И говорят друг о друге, вот как сейчас батюшка Ефрем сказал: её боль — моя боль, его боль — моя боль.

ИГУМЕН ЕФРЕМ: Сейчас очень мало настоящих христианских браков. Например, одна из сторон, если муж неверующий, и как поступать? Может, читали в поучениях протоиерея Григория Дьяченко, там есть такой пример. Первые века христианства, жена христианка, муж жестокий язычник. И жену подруги спрашивают, как ты всё это несёшь и терпишь? А она отвечает: «Всё, что он хочет, я предваряю, и тем доставляю мир в семье». Здесь много сидит семейных? Но кто может из вас так поступить. А мы заранее определили, что муж не прав, и это факт. А что делать? Жене молиться, молиться со слезами, и Господь, видя ваше сердечное расположение, вашу печаль, поможет вам.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Через ваши молитвы Господь спасёт и мужа. По вашим молитвам может больше случиться, чем по вашим словам. Поэтому будем полагаться больше на промысл Божий и Его защиту.   

 

Также, на собрании прозвучали и некоторые другие вопросы. По окончании духовной беседы, было соборно пропето «Многолетие» прихожанкам, носящим имя великомученицы Екатерины, которые присутствовали на встрече.

 

Источник: spb.optina.ru