Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

«Единство – во Христе»

 Дорогие братья и сестры, сердечно всех вас поздравляю, тех, кто причастился Святых Христовых Тайн в этот день! В этот день, когда было Господом установлено таинство Евхаристии, которое мы совершаем каждый день. 

 У Апостола есть такие слова: «Разве вы не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живёт в вас?» (1Кор.3:16) Разве не знаете, что вы части Тела Христова? Удивительно, но Апостол здесь как будто удивляется, для него эти вещи настолько были очевидны, что когда он приходил в некоторые церкви и видел, что люди не понимают этих простых, но очень важных в то же время вещей, что в нас живёт Христос, что, причащаясь Тела и Крови Его, Он пребывает в нас. 

 Это действительно то таинство, которое очень трудно понять. И в нашем падшем состоянии человеческом, греховном это понять очень-очень трудно. Потому что, если мы будем рассуждать дальше, то получится так, что мы поймем, что если Христос пребывает в нас, то Христос пребывает так же и в другом человеке, который стоит рядом с нами. А поскольку Христос не может разделяться, Он Один, всегда Един, то и мы всегда друг с другом становимся едины.

 Почему эта истина для нас так сложна? Потому что опять же, если дальше развивая эту мысль,  мы понимаем, что боль ближнего в этом случае становится нашей болью, в то же время и радость нашего ближнего становится нашей радостью. А это уже равносильно нести крест, равносильно тому, чтобы нести скорби других, чтобы вместе с ними радоваться, вместе с ними скорбеть. То есть если болен один какой-то член Тела Церкви, то больна и вся Церковь. С другой стороны, что если радуется кто-то в Церкви, то радуется и вся Церковь. Это действительно не просто понести, потому что получается так, что мы никогда не сможем просто так жить ради себя, так или иначе всегда будем жить ради других.  

 Некоторые в древности ещё задавали такой вопрос, когда приходи к монашествующим, старцам каким-то древним, спрашивали у них: как быть, когда они видели, что человек полностью освободился от страстей, когда он пребывает в радости, в постоянном ликовании, пребывая во Христе, какие тут могут быть скорби? Но оказывается, что именно этот человек, который пребывает во Христе и освободился от страстей, он как бы подъемлет  на себя всю боль этого мира, так же как и Христос подъял на Себя все  страдания, все грехи, которые совершило человечество и будет совершать. 

 Поэтому это действительно очень страшное таинство. И поэтому наше падшее естество всегда как-то хочет отделиться и быть эгоистичным. Эгоизм полностью противоположен христианству. Одинокий христианин - это нонсенс, такого быть не может, потому что это означает, что он пребывает вне Христа. 

 Мы с вами, дорогие братья и сестры, на самом деле собираемся сейчас с вами ни в этом здании, ни в этом Храме, а мы собираемся в Теле Христовом. Господь для того и пострадал, для того и совершил дело спасения, чтобы собрать свой народ, новый народ Божий, в Храме Тела Своего. А это действительно очень страшно понимать, потому что на нас это налагает очень серьёзную ответственность. 

 Совершая какой-то грех, мы тем самым грешим против Тела Христова. Почему грех для христианина является ужасным? Это сильное разрушительное действие, которое оказывает своё влияние не только на нас, не только на наше естество, но и на весь мир, потому что Господь сделал так, что действует в этом мире не Сам по Себе, а через свои члены, то есть, через нас, христиан. И соответственно, если мы этими членами совершаем какие-то греховные поступки, то мы тем самым оскорбляем Христа. 

 В Псалтири сказано, что «какая польза в крови Моей, если она нисходит в истление?» (Пс.29:10).  То есть, если мы причащаемся Тела и Крови Христа и после этого опять возвращаемся к нашей жизни греховной, то действительно страшное будет за это наказание.

 Поэтому, дорогие братья и сестры, сегодняшний день действительно особенный. Благодарю все вас, что смогли, не смотря на рабочие дни, прийти в храм, и что мы вместе причащаемся Тела и Крови Христа, и понимаем, должны понимать, что мы едины.

 

иеромонах Даниил (Михалев)