Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование

«Любопытство есть смертный грех». Памяти прп. Варсонофия Оптинского

 

Святые Отцы говорят: любопытство есть смертный грех. Некоторым кажется странным, как это любопытство ставится наряду с тягчайшими грехами, например, убийством, грабительством и т.д. А оттого, что от него бывают гибельные последствия. Все знают, что любопытство Евы погубило целый мир. Враг вступил в беседу с ней спрашивая, правда ли, что Господь запретил им вкушать от всех райских деревьев? Та отвечала: «Нет, только от древа познания добра и зла». – «А знаете, отчего? – сказал враг. – Оттого, что Бог знает, что если вы вкусите от этого дерева, то будете, как Он». И вот любопытство заставляет Еву согрешить, и ее грех простирается на все человечество. 

Авва Дорофей рассказывает про одного монаха, который был очень любопытен, все подглядывал и подслушивал, и вот однажды увидел, как будто один монах совершает тяжкий грех, хотел накрыть его, а оказалось, что ничего не было. Грех любопытства часто случается и в монастырях. Идут, например, две монахини и разговаривают, а третья думает: это они про меня говорят, вот на меня посмотрели, и начинается вражда без всякой действительной причины.

А сколько бед совершается из-за любопытства теперь, трудно и перечислить. Вот, например, жена начинает любопытствовать, не интересуется ли ее муж кем-нибудь; посмотрела однажды, как он возвращается домой, и видит, как будто рядом с ним идет вся закутанная женская фигура. Сейчас же в душе рождаются подозрения, и ревность начинает ее мучить. Приходит муж: «С кем ты возвращался со службы?» - «С кем? Один». – «Как, ты меня обманываешь…» - и тут целая буря. Начинается полное недоверие. В отсутствие мужа жена роется в его письменном столе, ничего не находит, но все-таки не успокаивается. И кончается все это разрушением семейной жизни, страдают и они, и дети. А  между тем муж был чист. Это враг представил перед взором жены то, чего не было на самом деле. Он на это мастер. И некрасивое лицо может представить красивым, и несуществующее – существующим.