Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

Духовная беседа на Оптинском подворье 16 октября 2016 года. 

Игумен Арсений (Мосалев): «Оптинские старцы учили самоукорению и хранению смиренного помысла о себе»

По воскресным дням на Оптинском подворье в Санкт-Петербурге с прихожанами и гостями прихода после воскресной Литургии проводятся духовные беседы. Встречи проходят под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева) в рамках живого диалога с вопросами и ответами.

По сложившейся традиции, первая часть беседы посвящена чтению наизусть глав из Евангелия и Апостола. Затем, игумен Арсений беседует с прихожанами на духовные темы.

Предлагаем вниманию читателей сайта некоторую часть из духовной беседы, состоявшейся 16 октября 2016 года. На очередной встрече прозвучали вопросы о том, как научиться жить по Евангелию, насколько можно доверять самому себе — своим мыслям, чувствам, добродетелям, почему самоукорение Оптинские старцы определяют одним из главных духовных деланий человека, почему так важно благодарить Бога за всё и некоторые другие.

ВОПРОС: Батюшка, как исполнить заповеди и научиться жить по Евангелию?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если человек избрал христианский путь — его избрал Господь и он избрал Господа в сердце своем, — то он должен уже здесь, за период жизни, который отпускает ему Господь, «семьдесят, аще в силах, восемьдесят лет» (Пс. 89:10), очень осмысленно жить и понимать, что он делает каждый день своей жизни. Вчера на всенощном бдении, на полиелее, читали поучение старца Иоанна (Крестьянкина) о малом доброделании (см. О малом доброделании. Слово архимандрита Иоанна (Крестьянкина). «Многие люди думают, что жить по вере и исполнять волю Божию очень трудно <…>»). Важно в каждом малом деле исполнить заповедь Христову и исполнить её в любом деле: будь то заповедь, относящаяся к терпению, или к милосердию, или к любви или другая. Почему так? Апостол Павел в послании к Римлянам говорит [зачитывает]:

«В нем (в человеке) открывается правда Божия от веры в веру, как написано: праведный верою жив будет.

Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою.

Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им.

Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны.

Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;

называя себя мудрыми, обезумели,

и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, —

то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела.

Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь».

Рим. 1:17–25

В этих словах апостола находим самое главное, почему мы изучаем Евангелие и Священное Писание: чтобы наш ум был осмысленным, наше движение ума было осмысленное. Господь говорит, что даст нам всё потребное (см. Мф. 7:11 и др.). Истина заключена в заповедях Божиих (см. Ин. 5:39 и др.). Господь дал нам заповеди для блаженства. А мы не захотели этого блаженства и бежим от него. В Его заповедях заключена Жизнь Вечная, заключено блаженство, заключена любовь, и Господь хочет, чтобы мы искали Его.

Изучение Евангелия и всего Священного Писания сохраняет нас от всякого непотребства, греховных дел и помыслов. И мы обращаемся к святым Отцам, чтобы они помогли нам раскрыть смыслы Святого Писания, смыслы заповедей. Не случайно тех, кто читает Писание, кто стремится к Истине, всегда мало; мало таких людей даже в церковной среде, среди живущих в монастырях. Господь так устроил, что когда мы занимаемся чтением Священного Писания — медленным, вдумчивым, внимательным, то Он нас очень охраняет… Поэтому чтение духовных книг должно быть деланием непрестанным.

ВОПРОС: Получается, это состояние человека сходно с состоянием молитвы? 

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, молитвенное состояние обнаруживается в любых его проявлениях — в смирении, благодарении, покаянии…

ВОПРОС: Батюшка, слышал такое высказывание, что молитва — это «чистое и открытое сердце». Это так? Так можно сказать? 

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да. «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф. 5:8).

ВОПРОС: Получается, если это состояние осознанное, то и мысль осознанная?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Конечно. Но есть такое состояние — это не нашей духовной меры! — когда Господь словно берёт человека за руку и слова молитвы прекращаются, и Иисусова молитва прекращается…

ВОПРОС: Но ведь молитва — это разговор с Богом? Какое «чистое сердце»?!

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Не только. Старец Паисий (Величковский) говорил, что кто находится в всеобъемлющей Благодати и говорит, что может полностью произносить молитву Иисусову «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго», то находится в прельщении, потому что в таком состоянии Благодати невозможно ничего уже произнести, кроме «Иисусе Христе» или просто «Иисусе». А потом и вовсе эти слова исчезают; и тогда начинаются «глаголы», которых «не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2:9), то есть такие слова, которые мы не можем даже выразить словесно.

ВОПРОС: Главное, чтобы в таком состоянии не было самомнения…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Конечно. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что в человеке смешаны добрые и греховные чувства, и страсти, и добродетели. Они все настолько перемешены, что мы не должны доверять себе — ни в слезах, ни в покаянии, ни в умилении и так далее. Мы не должны быть до конца уверенными в себе, боясь Бога.

ВОПРОС: Батюшка, можно вопрос. Часто бывает, что молишься невнимательно, читаешь положенные главы из Евангелия и Апостола невнимательно. А приходят скорби и болезни, и ты, может быть, молишься недолго, но одна твоя молитва к Богу даёт мир душе, и ты чувствуешь благодать, умиление. А потом опять всё хорошо, можно и расслабиться… А как, батюшка, не расслабляться? 

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Сложно, очень сложно. 

«...Оптинские старцы учили самоукорению и хранению смиренного помысла о себе. Тогда в случающихся обстоятельствах это смиренное состояние держит нас в некотором сердечном чувстве, некотором смиренномудрии. Это словно фундамент, прочный, крепкий, который остаётся в твоём сердце, пусть даже где-то далеко, но остаётся. И этого «фундамента» нужно нам искать. Чем бы мы ни занимались: наукой, физическим трудом, работали бухгалтером, учителем и так далее — некоторое чувство, сердечное, смиренное, нас хранит...»

ВОПРОС: И начинается суета, работа, ты помнишь о Боге, ты, конечно, молишься, но не с той ревностью! Как это исправить?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: О том состоянии, которое описываете вы, апостол говорил: «Духа не угашайте» (1 Сол. 5:19). Мы часто теряем душевный мир, выходим из какого-то благодатного состояния, например, когда надо где-то посуетиться, позаботиться о насущных делах, о других людях, не берём уже во внимание греховные помыслы, а в общем — обмирвшление. И поэтому Оптинские старцы учили самоукорению и хранению смиренного помысла о себе. Тогда в случающихся обстоятельствах это смиренное состояние держит нас в некотором сердечном чувстве, некотором смиренномудрии. Это словно фундамент, прочный, крепкий, который остаётся в твоём сердце, пусть даже где-то далеко, но остаётся. И этого «фундамента» нужно нам искать. Чем бы мы ни занимались: наукой, физическим трудом, работали бухгалтером, учителем и так далее — некоторое чувство, сердечное, смиренное, нас хранит, и мы знаем, что мы встанем на молитву или сядем за чтение духовной книги, оно нас будет согревать. Это делание. И если мы забыли об этом, не сохранили смиренного чувства, то мы должны каяться в этом… Мы должны понимать, что покаяние с нами всегда остаётся, пока мы живы, и Господь нам вернёт наше состояние, утешит нас. 

ВОПРОС: Батюшка, может быть, мы на самом деле не понимаем, что нам хорошо, а что плохо? Мы думаем, что это для нас плохо, а на самом деле это хорошо. И только потом мы понимаем...

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Мне не привыкли благодарить Бога за всё! Тем, у кого много скорбей, святитель Игнатий (Брянчаинов) говорил, молитесь так: «Слава Богу за всё», «Да будет на всё святая воля Твоя» и так много раз. И тогда наше сердце научится, привыкнет благодарить Бога. А мы иногда думаем, что мы такие хорошие-расхорошие, прямо глаз не оторвёшь от нашей добродетели, а нам вдруг посылаются скорби! А на самом деле, наше состояние — просто жуть!.. И действительно, мы просто не привыкли благодарить за всё.

Когда мы научимся благодарить Бога, и это состояние войдёт у нас в привычку, а потом уже станет нашим естественным состоянием, тогда мы будем довольны всем. Но пока этого у нас нет, у нас один ропот. А ропот — это что? Неудовлетворение, а значит ропот и на Бога, и на наш жизненный путь.

ВОПРОС: Отец Арсений, а Вы как-то говорили на беседе, что состояние благодати не зависит от окружающих обстоятельств, не важно хвалят человека или бранят, на него ничего не может влиять?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Конечно, если благодать чиста. 

ВОПРОС: Получается, так можно проверить себя, состояние благодатное или прелестное?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Если какие-то изменения происходят — значит вы не в благодати… Например, если тебя критикуют, и ты от этого смутился… Наше человеческое устроение изменчивое, неблагодатное, и мы, находясь в глубокой прелести, думаем о себе высоко. Не надо о себе высоко думать. Как апостол говорит, что бедный я человек, по внутреннему человеку что-то хочу сделать, но не могу, а то, что не хочу, делаю (см. Рим. 7:19). Так, авва Дорофей много приводит разных устроений, как человек реагирует, когда его ругают или несправедливо обвиняют (см. Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения. Поучение седьмое. О том, чтобы укорять себя, а не ближнего).

«...Но это состояние «пей поругание, как воду жизни» (Лест. 4:85) у нас не получится, ни у кого из нас — ни у меня, ни у вас. Потому что это устроение, это состояние не нашей меры, и уже давно не нашей меры...»

ВОПРОС: Батюшка, я читал «Лествицу», и там описано, что старцы специально критиковали своих послушников, когда они были даже ни в чём не виноваты, чтобы как бы переформатировать их сознание и чтобы они этот негатив воспринимали, как хорошее.

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да. Также святой Иоанн Лествичник даёт краткий совет: «Усердно пей поругание, как воду жизни» (Лест. 4:85; см. Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании). Но это состояние «пей поругание, как воду жизни» у нас не получится, ни у кого из нас — ни у меня, ни у вас. Потому что это устроение, это состояние не нашей меры, и уже давно не нашей меры.

ВОПРОС: То есть это мера святых?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, это мера святых. Мы можем только мыслить о себе: «доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7:19). Я не хочу раздражаться, но раздражаюсь, то что не хочу, я творю.

ВОПРОС: Тогда получается происходит внутренний конфликт?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Да, внутренний конфликт, но он должен быть осознанный. Например, нас в чём-то обвинили, а мы сразу расстроились и у нас паника, и «всё пропало», и «погибель»… А потом уже начинает постепенно включаться внутреннее рассуждение, начинаем искать, в чём сами согрешили, искать смиренный помысел, который и приведёт нас к душевному миру: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мiр дает, Я даю вам», — говорит Господь (Ин. 14:27).

ВОПРОС: А если это постоянно происходит, тебя постоянно осуждают, раздражают, может, это не то место, куда ты ходишь? Я имею в виду общество, может, нужно просто отойти от этого общества?

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Бывает и так. Мы можем отойти от этого человека (или общества) и покаяться, то есть уйти со смиренным помыслом, что мы не стерпели, не выдержали, что наших сил было недостаточно. И всё — мы прибегнули к самоукорению, отошли в сторону со смиренным помыслом, а значит мы со Христом.

ВОПРОС: Но ведь мы все разные, кто стерпит, кто не стерпит…

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: У того же преподобного Иоанна Лествичника написано, что у каждого человека разное устроение. Один человек имеет устроение с добродетелью, то есть добродетельная жизнь стала его естественным состоянием от воспитания, от окружения добрых и честных людей; и этот человек естественно совершает добродетели, идёт спокойным путём, и он приятен Богу. А у другого человека против добродетелей как бы восстаёт всё естество, и такой человек, зная об этом, ропщет, но смиряется, плачет и кается. И вот вторых, пишет Лествичник, я ублажаю больше, чем первых. И ведь, согласитесь, последний в глазах других людей невоздержанный, злой, гневливый и прочее… У аввы Дорофея написано: «Ин суд человеческий, ин суд Божий». К добродетельному человеку одна мера, к недобродетельному — другая мера. 

ВОПРОС: Батюшка, а можно ли молиться за родственников, если они далеки от Церкви, просто чисто символически носят крестики и всё? 

ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Мы не должны оставлять без молитвы своих родственников. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Это первая заповедь с обетованием, обетования появились уже в новозаветных «Блаженствах»: «Блажени нищие духом, яко тех есть Царствие Небесное…» и другие (Мф. 5:3). Почитание отца и матери, в каком бы они положении, духовном состоянии не находились, определяет твою судьбу. А если мы не почитали родителей, они умерли, то надо каяться в этом, каяться пред Богом, что мы не почитали, что исправить ничего уже нельзя. Это, конечно, скорбь для нас, но так получилось, надо молиться.

Также, на воскресной духовной беседе обсуждались и некоторые другие вопросы.

Игумен Арсений (Мосалев)