Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Борьба за Православие свт. Василия Великого»

 

Семь Вселенских Соборов, семь звёзд, семь столпов, на которых базируется и стоит наше Православие. На каждом Соборе обсуждался, принимался и утверждался догмат, имеющий отношение к нашему спасению. Особняком среди всех соборов стоит 2-й Вселенский, который является подтверждением 1-го. Слишком много крови, слишком много заблуждений, слишком трудный и тяжёлый путь прошла Церковь, чтобы отстоять, принять тот Никейский Символ Веры в дополненном виде на 2-м Вселенском Соборе. Мы с вами до сих пор его читаем. Читаем дома, читаем в церкви. 

Между 1-м Вселенским и 2-м Вселенским прошло 56 лет. Это много или мало? Для человеческой жизни кажется и не много. Но даже этих лет не было у того святого, чью память мы сегодня празднуем. Едва ли до 50-ти лет он дожил, а Церковь называет его Великим. Он был блестяще образованным. За какую бы науку в каком бы городе он не брался, в Кесарии или в Константинополе, или в тогдашней столице наук, Афинах, он везде преуспевал. Философия, риторика, логика, математика, медицина...он освоил на столько, что по окончании обучения у него уже были свои ученики, которые просили его остаться и преподавать им, настолько он прекрасно владел этими науками. Да его уже не прельщали эти науки, нет, но тот вес, который он получил не только в восточной части Римской Империи, но и в западной, его блестящая образованность, его эрудиция поможет ему потом во всей его жизни. 

Он был по происхождению из древнего аристократического рода. Его мать, память которой тоже сегодня празднуется как святой Емилии, воспитала кроме него ещё (всего было 10 детей) четверых святых. 

Его умение общаться с высшими мира сего, его такт при этом общении помогли ему тоже в дальнейшем во всей его жизни. А ещё всю его жизнь ему сопутствовала болезнь, тяжёлая болезнь, которая не позволит ему дожить до 50-ти. Причём, как он сам говорил: «самые лучшие мои дни по здоровью я был ближе к смерти, чем человек, которому непосредственно угрожает опасность». Вся жизнь - борьба. Вся жизнь, каждый день борьба за то, чтобы не уйти. Лишь в кругу самых близких друзей он был тем, кем на самом деле был: блестящим, остроумным, сверкающим эрудицией, высоким богословом, открытым человеком, в которого влюблялись сразу и влюблялись на всю жизнь. Для врагов он казался гордым и надменным, но для огромного большинства тех, кто жил в Кесарии Каппадокийской, он был образцом. Копировали его манеру разговора, когда лёгкая улыбка означала высшую похвалу, а молчание означало порицание. Копировали его походку, копировали его манеру говорить. Так высок, так непререкаем был его авторитет в Кесарии. 

Мы с вами уже знаем, что он был аристократического рода. Он всё своё богатство раздал во время голода в Кесарии всем нуждающимся детям, потому его и называют покровителем детей. Раздавал всем, кормил всех, не взирая, и православных, и язычников, и иудеев, всех. Все жители потом будут идти за его гробом и мечтать хотя бы прикоснуться к краю его одежды. 

Ему выпала, не смотря на его здоровье, самая тяжёлая задача. Их вообще ведь в то время, в эти 56 лет, даже меньше, было всего двое. Был Афанасий Александрийский, 13-й Апостол, как его называют, и Василий Великий. А потом, когда Афанасий умрёт, ещё 6 лет он один останется борцом за Православие. Если Афанасий Великий, это был боец, из 40 лет своего епископства 17,5 он объявленный вне закона, приговорённый заочно к смертной казни, где только не жил, в пустынях, в дуплах, в монастырях, иногда шёл на встречу опасности, нисколько не боясь её, то Василий Великий не покидал Кесарию. У него совсем не хватало здоровья. И эти два человека, взаимно уважая и любя, и поддерживая друг друга, сделали возможным то, что наше с вами Православие не умерло, не погибло.

Перед Василием Великим стояло две задачи. Первая - укрепить свою внутреннюю церковь, ибо император Валент избрал такую тактику: он приезжал в какую-нибудь епископию и силой уговаривал, или заставлял или принуждал епископа принять арианство, и кто не соглашался, того отправлял в ссылку. И многие сдавались, и многие боялись. Так, шаг за шагом, как казалось кесарю, он укрепляет свою власть. Поэтому перед Святым Василием стояла задача превратить церковь из множества раздробленных епархий в одну целую Церковь. И ему это удалось. Какой ценой? Мы узнаем по второй его задаче. 

Вторая была задача - помочь, чтобы была помощь Восточной Церкви со стороны западной части её. И Василий Великий писал папе, имя которого вам ничего не скажет. Звали его Дамаск. А папа ответил ему, что не так-то подобает епископу какой-то окраинной церкви обращаться к наместнику Апостола Петра. Василий Великий получил этот ответ будучи между жизнью и смертью. И вот так всегда,  так всю жизнь он боролся. Он умрёт, не увидя плода своих трудов. Два года не даст ему Господь увидеть то, к чему привела вся его жизнь. Он как Моисей, который довёл избранный народ до земли обетованной и умер, не войдя в неё. Так и Василий Великий не увидел 2-й Вселенский Собор. Но те 150 епископов, которые на нём были, они все были им вырощены, были им взрощены. И когда мы с вами поём Символ Веры, вспомним чья жизнь, чье здоровье стоит за нашим пением. 

 Вообще, говорил его друг Григорий Богослов, для того, чтобы воспеть Василия, нужны уста Василия. Нам даже этого с вами не надо. Вся наша жизнь церковная связана с ним. Во время крещения вас крестят по тому чину, который составил он. Утром и вечером, вставая ото сна и отходя перед ночью, мы с вами его словами, его мыслями, его переживаниями стараемся обращаться к Богу. Болеем ли мы, одна из молитв, которую мы слышим на таинстве соборования написана им. Десять раз в году мы слышим Литургию, которую он написал её ещё будучи пресвитером. Потом, став епископом уточнил и добавил. Если вы слышали эти слова, кого он только не забыл в них вспомнить, обо всех живущих озаботился, обо всех ушедших вспомнил. Никого не пропустил. 

Но в заключении я хочу сказать не о нём. И хочу сказать его словами, то, что он нам с вами завещал. Он говорит: «Вы меня называете земным ангелом и небесным человеком, но ведь это не так. Через какое-то количество лет, через 50 лет в этом храме, в этом городе, в ваших квартирах перед вашими иконами будут молиться совсем другие люди. А ещё через 50 лет ещё другие люди, и это не хорошо, и это не плохо. Важно то, что сейчас, в этом месте и в это время. Вы, каждый из вас, ты, - говорит он, обращаясь к каждому из нас. - Ты - ангел Божий, ты не должен этого забывать, ты должен это помнить, потому что лучше тебя и другого, чем ты Господь в это время не нашёл. Ты драгоценен, ты незаменим, ты сейчас можешь стать великим, ты сейчас в эту минуту можешь быть ангелом».

Вот как бы нам с вами, дорогие, помнить об этом и не упустить, не растерять, не измельчить то, что нам доверил Господь, то, во что так верил, то, чего так хотел от нас святитель Василий Великий. 

 

иерей Александр Назин