Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«Был мёртв и ожил…»

 На богословских кругах шутят, поздравляют друг друга с днём Ангела в честь блудного сына и блудных дочерей, которых мы, к сожалению, прообразовали своей жизнью. И, к сожалению, ни один из нас не минул  участи  быть и в роли  младшего сына, который ушёл восвояси от Бога далече, и в роли старшего, который так опечалился  от того что к праведной жизни возвращался его младший брат. 

И вот нам сегодня Господь предоставил возможность услышать притчу, которую те же самые богословы называют Евангелием внутри Евангелия. Евангелие в смысле благовествования, потому что впервые представляется Творец вселенной таким милосердным и любящим Отцом. Это даже представить не могли в Ветхом Завете, хотя уже пророки говорили о любви Божией к невесте своей, к Израилю,  но к сожалению народ был дикий и жестокий и не было пророка, который бы не пострадал. Но прошло время и вот является Бог Любви, Сам Христос,  облеченный в человеческую плоть, ради нас, ради человеков и идёт к своим сыновьям, к народу израильскому, а они его не принимают. И вот это шествие Господа к своему народу, который по благодати-то родственник был Ему и представлял в том числе Господь в образе вот этого  милосердного Отца. Зачастую мы себе не отдаём отчет в том, что эта притча была очень интересна для палестинцев, для жителей Иудеи и до сего дня она остаётся очень многогранной, и для толкователей этот одно из любимых мест. И вот когда толкуют, к сожалению, не каждый раз говорят о том что, почему поспешил отец?  почему он побежал навстречу, просто от любви? Он мог с достоинством дождаться и с любовью обнять сына, хотя был стар.

Дело в том, что согласно закону, уже сложившемуся к тому времени в Иудее, отец был обязан выдать своего сына на суд общины. Более того, отец спешил, чтобы никто не увидел, что он вернулся, чтобы быстрее можно было надеть на него перстень, одеть сапоги, подтвердив его статус родовой и гражданский, и побыстрее принести в жертву  жертвенное животное, чтобы восстановить его и в статусе верующего человека, религиозного, тот который един с народом своим в вере своей.

Нечто подобное будет позже, когда Христос по отношению к апостолу Петру восстанавливает его трижды в статусе апостольства, после того как трижды первоверховный апостол, основа Церкви, камень отрёкся от Христа, глядя Ему в глаза. И вот Господь трижды задаёт ему вопрос: «так ты любишь Меня или нет?» (Ин. 21:15) он говорит: «люблю Тебя» (Ин.21:15) и каждый раз Он ему отвечает, каждый раз превознося его на новую ступень. Сначала «паси агнцев Моих», потом «паси овцы Моя», потом «будь пастырем овец Моих». И богословы знают и толкователи, что это как раз акт восстановления в первоверховенстве апостола Петра. Господь ведь знал, что предаст Его апостол Пётр, отречётся от Него и так же будет пребывать как Иуда, только Иуда пал в отчаяние, а апостол Пётр  по любви своей к Господу вернулся в общину. И хотя ангелы его не называли апостолом, все равно его восстановил и принял в свои объятия, потому что Его притча о любящем отце была как раз предметной, а не теоретической. Она не о каком-то отвлеченном предмете или об истории какой-то, она являлась самой что ни на есть глубоко историчной и правдивой, и очень важной для нас.

Например сегодня, мы вспоминаем трёх святителей. Казалось бы, какая притча может подойти к ним? А вот та же самая. Да, они не блудили, были высоконравственные, с чистой душой. Более того, даже Василий Великий как-то, когда его спрашивали «какие дары Вы получили и какие милости были к Вам?», отвечал: «да, но все равно я девственник только по телу, но не умом», - смиряясь так перед людьми.

И вот они были девственниками, образованнейшими людьми, подвижниками, но это рождает то, о чем говорил когда-то апостол Павел: «знание надмевает, а любовь назидает» (1 Кор.8:1). 

Вот они находились как раз в этой опасности  и претерпели это искушение быть наказанием для грешником. Они были действительно несмотря на свою образованность, высокий статус  очень милосердными отцами. Достаточно вспомнить утверждение Григория Богослова, который говорит: «если нам для решения какой-то земной проблемы не хватает ни земной логики,  ни знания законов человеческих, ни Божественных, да победит человеколюбие». Вот на чем основывалось их истинное христианское отношение к ближнему своему, потому что невозможно любить Бога и ненавидеть брата. И Иоанн Златоуст утверждал, что милосердие, нужно как можно чаще проявлять к ближним своим, потому что именно милосердие делает нас похожими на Бога, потому что Господь больше всего милосердия проявляет к нашему падшему роду каждое мгновение жизни этого мира.

 И вот нам, памятуя об этой притче, нужно вспоминать не только о том, что в любой момент мы можем впасть в любую зависимость, можем нагрешить очень страшно и мерзко, но мы можем и вознестись незаметно для себя, глядя на тех, кто уже впал в эти грехи. И за возношения может прокрасться незаметно в душу человеконенавистничество.

 Вот смотрите, брат старший, ведь он был рад смерти своего младшего брата, почему? Да очень просто. Когда младший брат уходил, поделили наследство на три части - одну отцу, другую старшему брату, причём лучшую, и третью часть младшему. И если бы его младший брат погиб, то ему досталось бы две третьих от этого богатства, гораздо больше, чем он получил бы, если бы получил наследство после смерти отца, поделив его на две части с младшим братом. И как это у нас часто бывает, даже не думаем о ближних своих, уже все распланировано, чужое имущество - и вот так же и он. Когда он увидел его, что отец принимает милосердно своего сына  он подумал не о том, что ожил, по-настоящему ожил для будущей жизни его брат, а о том, что ему теперь делать с этим богатством, которое было у него уже в руках, и вот его придётся опять делить и оно будет теперь ещё меньше, потому что на две части придётся делить не все то, что было у отца, а ту часть, которая осталась, то есть две трети. И вот здесь-то он опечалился вдвойне. И жители Палестины это понимали почему так возмутился старший сын,  не тем что ему отец не дал даже козлёнка зарубить и посидеть со своими друзьями, нет, а вот именно то богатство, которое уходило у него из рук. И что делает отец? премудро говорит: «ты всегда со мной и все мое твоё» (Лк.15:31).  Некоторые толкователи так и говорят - отец даёт старшему, как более рассудительному и сдержанному все богатство, и он теперь должен следить за семьей младшего брата, который будет на иждивении у него, потому что брат уже раз согрешил и поэтому за ним и за его семьей должен присматривать старший дабы не повторилось чего худшее и позор ещё больший не лёг на семейство. Вот так премудро с Соломоновым решением рассудил этот мудрый отец в словах Спасителя. 

 И от нас то же самое требуется, с любовью и тем даром,  о котором когда-то говорил Иосиф Исихаст: «больше всего нам сил надо положить, на то, чтобы умолить Господа, чтобы Он дал нам дар духовного рассуждения». Потому что с духовным рассуждением нам легче простить ближнего, легче воздержаться от ненависти к ближнему и легче вспомнить свои грехи, потому что все мы не безгрешны, и особенно это надо вспомнить сейчас, когда мы с вами готовимся вступить на эту святую стезю возвращения к милосердному Отцу нашему небесному, так называют толкователи и богословы  древности Великий пост, которым мы идём прямым путём в руки Отца нашего благодатного, Который ждёт нас с милосердием и безмерной любовью. Как о том говорил один из святых отцов, что даже любовь всех матерей на земле вместе взятая не может сравниться с любовью Отца небесного, с такой любовью и милосердием относится к каждому из нас. Каждому, даже самому грешному, самому мерзкому, самому провинившемуся перед Ним. Потому что не отсутствием грехов человек делается близким к Богу, а любовью к Богу и ближнему, потому что любовь превозмогает любой грех и любовь наполняет благодатью и покаянием сердце человека и делает его причастником неба. Вспомним как апостол Павел говорил: «даже если пророчествую , но любви не имею, я ничто» (1 Кор.13:2). 

Поэтому в преддверии Великого поста давайте пересмотрим своё отношение к близким, к нашим тем людям, которым мы стесняемся порой поклон сделать, вот здесь мы делаем поклон перед исповедью, потому что стоят люди, против которых мы не нагрешили и они нам ничего не сделали,  и делается это легко. А вот попробуем сделать поклон перед нашими людьми, которых мы когда-то любили, или которые любят нас, а у нас к ним претензии. С которыми мы прожили уже не один десяток лет, уже взаимные претензии накопились. Вот попробуйте перед семейными своими людьми сделать поклон перед исповедью, вот это потребует труда.  Так вот давайте положим труд для возвращения к Отцу нашему небесному, чтобы и о нас Он сказал, когда мы встретим Его лицо любящее: «был мёртв и ожил» (Лк.15:24).

 

Протоиерей Сергий Петряшов