Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«О грехе стяжания...» 

 

Сегодня мы слышали повествование о богаче, который собрал большой урожай и не знал куда его девать, где его сохранить, решил сломать старые житницы, построить новые, и радовался, что богатства теперь у него очень много, его хватит на много лет безбедной, хорошей, красивой жизни. Но Господь ему во сне и говорит: "Безумец! Я отниму сегодня у тебя твою душу, и что будет с твоим богатством тогда?" (Лк.12:20).

 

Мы все так или иначе подвержены этому греху, стяжанию. Но надо помнить, что мы ничего не можем взять с собой в иной мир, всё, что у нас здесь, всё здесь и остаётся. И кому это достанется мы порой просто не знаем даже, мы предполагаем, что детям нашим. Ради детей мы это всё собираем, копим, думаем что они будут счастливы, богаты, обеспечены в своей жизни. Но далеко не всегда так бывает. Далеко не всегда богатство приносит счастье людям. Наоборот, богатство часто развращает и приходят всякие несчастья. Мы видим это по нашей современной жизни, когда дети богатых людей имеют прекрасные машины, гоняют по городам, попадают в аварии, гибнут, гибнут и другие невинные люди. Вот, получается так, что счастья никакого нет в данном случае. Или например, впадает в алкоголизм, впадает в наркоманию, какое уж тут счастье, передозировка, пьянство и утрата здоровья, и смерть. Так что далеко не всегда богатство является благом и не для всех. Когда с молодости люди развращены этим богатством, ждать ту хорошего нечего. 

 

И особенно хочется сказать, когда эти богатства получают внезапно как наследство, как подарки или ещё как-то, в карты выиграл, допустим, крупную сумму. Как они легко, быстро поступили, так они быстро и уходят. Это трудовые деньги, которые даются потом, кровью, те берегут гораздо больше. А когда легко пришло, легко и уйдёт. 

 

Что ещё тут можно сказать из этой притчи? Мы не знаем кому собираем это всё, кому всё достанется, может быть, чужим людям, а кладём на это жизнь, все силы свои, способности на то, чтобы приобрести эти богатства, материальные богатства, забывая о вечном, для чего вообще мы существуем, забывая о своей душе, забывая о Боге. Мы должны не этими материальными благами богатеть прежде всего, а в Бога богатеть. Причём, даже каких-то особых усилий, кажется, не надо там предпринимать. Что ж, соблюдать заповеди прежде всего надо стараться, молиться, делать добрые дела, проявлять милосердие друг ко другу. Это и будет в Бога богатеть. А вот эти всё богатства, как у этого безумного богача, они проходят, и мы не можем ничего туда взять, ничего. 

 

Поэтому, здесь очень важный момент понимать суть и смысл нашей жизни. Если мы в Бога богатеем, мы приобретаем какую-то надежду на вечную жизнь. А когда во грехе живем, конечно, мы можем надеяться на милосердие Божие, но справедливость-то как восторжествует здесь? Наверное, всё-таки тоже. Это очень важнейший момент нашей жизни. И мы все очень подвержены этому пороку стяжания. Наверное, людей таких почти нет, это очень редкие люди, это для нас, конечно, тяжело, мы все так или иначе стяжаем. И детей своих любимых, хотим, чтобы они жили богато и счастливо. Но вот, как я уже сказал, необязательно это всё так произойдёт как мы хотим. Мы ничего не можем изменить. Этот богач не мог ничем откупиться бы от Бога, чтобы Тот не забрал его душу. Ничего не сделать, мы ничего не можем против воли Божией. Мы не знаем, что будет с нами через несколько мгновений, будем ли мы живы, здоровы, что с нами произойдёт. Вот об этом всегда тоже надо думать и исходить из этого, жить, любя Бога, любя своего ближнего, соблюдая заповеди.

протоиерей Александр Паничкин