Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«О смерти» 

У русского поэта Ивана Елагина есть стихотворение, в котором такие строчки:

Цитаты к биографии привяжут,

Научно объяснят за фактом факт.

А как я видел небо – не расскажут,

Я сам не мог об этом рассказать.

Тот человек, тот святой, ради которого мы сегодня пришли в Церковь, мог бы рассказать, в отличии от автора этих строк, как он видит небо, потому что он его видел, потому что он был причастник этого неба. Многие годы мы говорили о его жизни - его житии, блаженного старца Амвросия.  

Но сегодня не о нём, а им, что он скажет, чему он нас научит, что он нам посоветует по самому главному событию в нашей жизни, по поводу нашей смерти.  Ведь действительно, мы все умрём, и на могилах каждого из нас будут стоять две даты. Первая дата, которой мы не помним - это день нашего рождения, и вторая дата, которую мы не знаем - это день нашей смерти. А между ними чёрточка. И в эту чёрточку войдёт всё то, что нам сейчас кажется таким важным и значительным. И наш ум, наше образование, наша семья, наши отношения с близкими и сослуживцами, наша карьера, наша недвижимость - всего чёрточка. Вот о той дате, которая нам предстоит, и которую мы не знаем, о ней сегодня, о нашей смерти. 

Батюшка Амвросий одному своему прихожанину сказал: «Не скорби, не скорби о смерти сына и о своей смерти не печалься. Христос победил смерть. Ты не умрешь, ты не умрешь».  

Мы спокойно прочитали, спокойно утвердились, ну да, мы же говорим друг другу «Христос Воскресе!» Да, ничего особенного. А я попрошу вас задержаться и вникнуть в эти слова, которые сказал старец.  Для нас они, поймите, очень важны. Без этого мы жить не начинаем.  

Во-первых, кто говорил «смерти нет»? Мы же помним Священное Писание, из чьих уст прозвучали впервые эти слова? Господь, сотворив Адама и Еву, ввёл их в рай и сказал, пожалуйста, пользуйтесь всем тем, что в раю, но вот одно дерево, от него не вкушайте, плоды его не трогайте, потому что как только вы к ним прикоснетесь, вы смертию умрёте. Но Ева берёт плод и вкушает его. Ева даёт Адаму, и Адам не отказывается, он тоже вкушает. Почему они это делают? Потому что дьявол вложил им в уши, что нет, вы не умрете. Как же так? Адам, сотворённый как Творец, как венец творения, и он так поддался на это заблуждение «вы не умрете». И он потерял разом всё, вкусив от плода. Он потерял благодать, рай, он потерял Самого Бога. Но Адаму то ладно, Адам не представлял, что такое смерть, он слышал от Бога, но он не знал, при нём еще никто не умирал.  

Наши знакомые, родители, близкие, сослуживцы умирают очень часто, и мы видим что такое смерть, и совсем к себе не прилагаем. Мы ведь не умрём. Мы понимаем где-то, да, что мы смертны, что все вокруг смертны, что столько людей, которые были до нас и вокруг нас, они умрут, но я не могу умереть, я ведь бессмертен, потому я буду проводить такую жизнь, какая мне нравится. И мы проводим такую жизнь, как будто у нас многие дни, многие годы, десятилетия ещё впереди. 

Ладно бы это молодые думали, так думают и зрелые люди, так думают те, кто уже в благообразной старости, и тоже ещё рассчитывают, что у них будет не только сегодняшний день, будет завтра, и будет послезавтра. А между тем ведь как всё хрупко, как всё подвешено в нашей жизни. Мы отправляемся в путешествие, и мы не знаем, вернёмся ли мы оттуда. Мы просыпаемся утром, и мы не знаем, ляжем ли мы в эту постель сегодня. Мы уходим на работу, или близкие наши уходят, и мы не знаем придём ли с неё. Мы столько заботимся в этой жизни, мы так хотим многое получить, узнать, приобрести: квартиру, имущество, одежду... А ведь впереди за всеми этими нашими желаниями просто разрытая могила. Это единственное, что нас ждёт. Вместо всего того, о чем мы так стараемся, как расталкивая локтями других, мы добиваемся повышения по службе; как мы кичимся, гордимся своим положением общественным или карьерным. А вместо этого полтора метра земли вниз и всё? И крышка гроба. И к этому мы стремимся?  

И об этом говорит батюшка, об этом говорит наш учитель, наш наставник Амвросий Оптинский, что смерти нет?  

Да мы и так живем как будто её нет, мы и так в грехах исходим из этой жизни, заканчиваем её в аду. Почему? Да потому что мы живём так, как будто для нас смерти нет, как будто Господь лично сказал: «Ты не умрешь». Я так живу, что я не умру. Мне обещано от смерти, что она меня не возьмет. Я так живу. Так я поступаю. Так я говорю, так  общаюсь, так  грешу.  

Батюшка Амвросий, о чем ты говоришь этому человеку, «смерти нет, ты не умрешь»? Ведь эти слова говорил диавол. Да нет, - говорит наш преподобный, - смерти действительно нет. Но её нет не для тех, кто живёт так как вы. Смерти нет не для тех, кто не думает о смерти, а наоборот для тех, кто думает о ней. Смерти нет для тех, кто готовится к ней. Смерти нет для тех, кто не просто плывёт по этой жизни, делая то, что ему хочется и ему нравится. Смерти нет для тех, кто потихоньку, понемножку, но все-таки поднимается по лестнице, всë-таки становится выше.  

Ты не стал отвечать обидой другому человеку, ты не высказал ему всё, что хотел в ответ на его может быть несправедливые слова, вот ты уже поднялся на одну ступенечку, ты на один шаг отошёл от мира, ты показал, узнал в своей душе, что есть нечто лучшее, полезное и более важное, чем моя человеческая обида. Ты не стал добиваться любой ценой повышения на работе, ты уступил другому, пусть он будет,  вот и вторая ступенька. Ступенька к тому, чтобы ты стал человеком. К тому, чтобы на всё то, что так дорого остальным людям, ты отошел, ты отказался. Ради чего? Потому что ты знаешь, ты умрёшь, и ты сегодня обидишь, ты сегодня солжешь, ты сегодня оттолкнешь, ты сегодня пройдёшь по чьим-то головам, так ведь сегодня - это может быть последний день, сегодня может прийти смерть. И скольких она взяла неготовых, скоропостижная смерть.  

Ты идешь, ты растёшь, и постепенно отходя от мира, постепенно презирая всё то, что так дорого и важно в мире, ты как-бы с ним прощаешься. Тебе не важны его ценности, тебе не важен сам этот мир, ты уже при жизни стал выше этого мира, ты уже умер для него. И вот тогда смерть, по словам нашего наставника, нашего батюшки, уже нам не страшна. И для нас смерть - это Христос, для нас смерть - это приобретение, для нас смерть - это то, что мы наконец-то обрели. Пока мы были в этом теле мы тяготились, потому что оно мешало нам, оно отвлекало нас. А смерть - это разрешение души, нашей бессмертной души для того, чтобы она встретила Единого, Того, ради Которого надо жить.  

Мне кажется, это самое важное, самое нужное, самый необходимый совет нашего духовного учителя и наставника и заботливого отца нашего, батюшки Амвросия Оптинского.

иерей Александр Назин