Оптинское подворье
В Санкт-Петербурге

en de fr es it
Заказать поминовение Внести пожертвование
← все проповеди

«СУТЬ ПРАЗДНИКА ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ»


История праздника Покрова Пресвятой Богородицы достаточна сложна для её краткого описания, потому что она представляет из себя как бы наслоение нескольких исторических периодов из-за долгого формирования и напоминает если образно говоря - пирог «Наполеон» , который состоит из нескольких слоев.

Основная суть этого праздника - молитвенные предстательства Пречистой Владычицы нашей Богородицы для всех нас. В этом самое главное и хотелось бы обратить внимание на две крайности.

Первая - мы слышим от тех протестантов или от тех людей, которые далеки ещё от Церкви якобы в первые века христианства не было ещё такого почитания Пречистой Богородицы как сейчас, и это всё уже наносное излишнее. Но на самом деле люди, говорящие так не имеют опыта жизни в Церкви, жизни во Христе. Не знаю удачный будет пример или нет, но представьте что молодожены, только-только поженились, и они кроме друг друга ничего не видят вокруг себя, вся любовь направлена только на одного человека - на супруга или на супругу. Но со временем, когда они начинают уже жить друг с другом в любви, они вдруг понимают что вокруг них есть ещё мать, отец, бабушки, дедушки, то есть вся семья. И также в Церкви происходит, когда человек внутренне начинает жить в Теле Христа, начинает чувствовать, понимать что рядом с ним молятся, не только он один, но молятся ещё и части Тела Христова. И первая из них - это Пречистая Божия Матерь и все святые. Вот как раз любовь, почитание Пречистой Богородицы исходит из опыта жизни в Церкви, и чем человек глубже погружается в этот опыт, тем он более понимает, начинает почитать и искать молитвенной помощи заступницы нашей Пречистой Богородицы.

Вторая крайность, вы не раз встречали в книжных церковных лавках какие-то брошюрки, где часто говорится какой иконе Божией Матери надо молиться при каких случаях. В Оптиной пустыни был такой случай смешной. Один наш брат стоял и продавал иконы и книги в иконной лавке, к нему подходит одна женщина и говорит: «батюшка, скажите, какой иконе Божией Матери мне молиться вот от того-то и того-то?» Он посмотрел на нее и достает с полки икону и говорит: «Вам матушка, наверное, больше всего подойдёт икона Прибавление ума».

Часто, к сожалению, мы относимся к Покрову Божией Матери как какой-то подушке безопасности, которая нас отделяет от Христа, от Его гнева. Это неправильное состояние и неправильные мысли. Божия Матерь наоборот помогает нам приблизиться ко Христу, в Ее благодати мы обретаем новое видение, новое ощущение жизни во Христе, а не то что Она отделяет нас своим Покровом от Христа, Которым мы должны жить. Только Он является основой нашего спасения.

В чем подвиг Божией Матери? Мы каждый раз читаем Евангелие, где слышим, как одна женщина воскрикнула: «блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие!» (Лк. 11:27) и Христос в противоречие ей сказал: «блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк. 11:28). В этом как раз и состоит величие Божией Матери - Она как никто другой слышала Слово Сына своего и хранила его в сердце. Не просто так есть образ ковчега Завета, то есть прообразом Богородицы является ковчег завета, где хранились скрижали закона. Богородица хранила Слова Сына своего и к этому призывает нас.

Помните, единственная заповедь, которая была дана Божией Матерью людям на браке в Кане Галилейской: «что скажет Он вам, то сделайте» (Ин. 2:5). Сложный вопрос была ли Матерь Божия безгрешна, как грех действовал или вообще не действовал. Если сказать кратко то, каждый из нас знает на опыте, что любое столкновение с грехом всегда в итоге выльется в поражение для нас. Какой бы не был грех, даже самый малый, но если мы с ним как люди немощные сталкиваемся, то будем поражены. Но если мы наш ум, сердце будем возносить к Богу, жить в Его благодати, то мы как бы обретаем некие крылья, дающие нам возможность взлететь над этим всем. Потому что враг рода человеческого это как змей, который пресмыкается, ползает по этой земле и стоит только войти в его нижнее состояние, осуетиться, он сразу же нас уязвляет. А стоит только воспарить умом ко Христу на Небо, то этот змей уже не может достать нас. Пречистая Богородица сумела войти в это возвышенное чувство, что ни один грех, ни один помысл не прикасался Её сердца и ума. Поэтому считается Она не имела греха в себе, хотя как любой человек, как любой из нас Она также могла быть подвержена греху но не подверглась потому что имела любовь, этот огонь, который мы должны иметь в своём сердце. Господь сказал: «Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся» (Лк. 12:49), то есть этот огонь должен гореть в каждом из нас.

Время каждого из нас не долгое на этой земле и очень обидно, если мы используем его не по назначению: будем суетиться, постоянно пребывать в чтении новостей, что все равно приводит ко греху, так как отделяет от той единственной связи, к которой мы призваны.

иеромонах Даниил (Михалев)