13 декабря на Оптинском подворье состоялась воскресная духовная беседа
13 декабря на Оптинском подворье состоялась духовная беседа под руководством настоятеля игумена Арсения (Мосалева).
По сложившейся традиции, первая часть беседы была посвящена чтению наизусть глав из Евангелия. В этот раз прозвучали 14-я, 15-я и 16-я главы от апостола Иоанна Богослова.
14 главу, начинающуюся словами: «Да не смущается сердце ваше: веруйте в Бога, и в мя веруйте: в дому Отца моего обители многи суть…», — отец настоятель зачитал наизусть сам. Следующие главы, «Аз есмь лоза истинная, и Отец мой делатель есть…» и «Сия глаголах вам, да не соблазнитеся…», прихожане читали по очереди.
После прочтения 14-й и 15-й глав у собравшихся возникли некоторые вопросы, и отец Арсений сделал пояснение, касающееся понимания и истолкования слов Спасителя.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Часто говорим, что столько непонятного в духовной жизни, и в нас это просто «не вмещается». Вспомните, Господь говорит, как раз в следующей 16-й главе эти слова будут читаться: «Егда же приидет Он, Дух истины, наставит вы на всяку истину: не от Себе бо глаголати имать, но елика аще услышит, глаголати имать, и грядущая возвестит вам» (Ин. 16:13). Только Святой Дух может проникнуть в то, что сокрыто в самом Евангелии. Благодать мы ощущаем, прежде всего, в Таинствах — Причащения, Покаяния, когда освобождаемся от греха, когда получаем прощение грехов. Как сегодня читалось на Литургии (см. Лк. 13:10–17), 18 лет женщина была и «сля́ка и не могущи восклонитися отнюд», то есть скрючена, скорчена. И мы такие бываем: скрюченные от внутренних тягот, от скорбей или житейской тягот. И вдруг Господь исцеляет. Или вспомним отрывок из Евангелия об исцелении кровоточивой женщины, «и абие ста ток крови ея» (см. Лк. 8:44). Господь исцеляет, и мы ощущаем словно новую жизнь. И здесь Господь говорит: «Аз есмь лоза, вы (же) рождие: (и) иже будет во Мне, и Аз в нем, той сотворит плод мног, яко без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15:5). То есть как только мы к Господу «привились», как веточка, и сразу к нам пошёл «сок» от всей лозы — иначе благодать. То же самое мы ощущаем от исполнения заповедей, те же самые токи благодати могут быть в человеке, потому что «имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя: а любяй Мя возлюблен будет Отцем Моим, и Аз возлюблю его и явлюся ему Сам» (Ин. 14:21). Представляете, как Господь говорит, какая благодать: «и явлюся ему Сам». От исполнения заповедей тоже благодать приходит, поэтому эти главы (прочитанные) об этом, конечно, и говорят. Как только мы соприкасаемся со Христом в любом Его действии, Евангелие возвестило нам то, что куда бы мы не пошли, везде мы найдём путь ко Христу, путь к благодати, прикосновению к самому Богу. И вот как раз 14-я и 15-я главы об этом говорят. Только прикоснись ко Христу. Но «аще кто во Мне не пребудет?» (Ин. 15:6)
ПРИХОЖАНИН: Извержется вон.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: То есть когда мы уходим от Христа, или есть возможность исполнить заповеди, а мы уклоняемся. Есть возможность помолиться — мы уклоняемся. Есть возможность причаститься — мы уклоняемся. Есть возможность покаяться, а мы оправдываем себя. И от этого скрючиваемся (Лк. 13:10–17), иссыхаем (Ин. 15:5) только потому, что не прикасаемся ко Христу и не следуем Его заповедям.
После прочтения Евангелия игумен Арсений предложил дальше начать учить следующую главу от Иоанна — 17-ю: «Сия глагола Иисус и возведе очи Свои на небо и рече: Отче, прииде час…». Настоятель пояснил, что эта глава более других сложна для восприятия. Тем, кто ещё не выучил другие главы, предложенные для чтения и знания наизусть, а именно 5–7 главы от Матфея, отец настоятель благословил приступить к исполнению этого задания в течение следующей недели.
Далее, игумен Арсений и игумен Ефрем побеседовали с прихожанами на духовные вопросы. Предлагаем вниманию читателей нашего сайта некоторую часть из беседы батюшек Оптинского подворья с прихожанами и гостями прихода.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: В прошлый раз мы говорили о рассуждении, и говорили много, где-то частично было не понятно и сложно для восприятия о том, что сегодня имеющих духовное рассуждение людей фактически не осталось в этом мире. И возникает вопрос, что же делать нам? Что делать людям? Для чего мы читаем и учим Евангелие? Евангелие мы учим для того, для чего нам нужно и само рассуждение. Для того чтобы мы могли научиться самостоятельности в духовной жизни. Самостоятельности. Не самости, а некоторой самостоятельности, понимаете. Почему? Многое зависит от нас самих, насколько мы самостоятельны в духовной жизни. Для этого и нужно знать Евангелие, очень нужно знать. Наш ум будет «плавать» в нём, искать в нём ответ на вопрос, возникший в любой житейской ситуации. Например, Господь сказал: «Любите враги ваша» (Мф. 5:44). А мы не можем любить врагов. И мы ищем путь, путь возможного исполнения этой Божией заповеди. Самый простой путь — спросить у священника. Но что скажу я, если сам в полной мере не постиг полноты любви к ближнему и врагам, я не познал этого состояния. Могу сказать: это пока не вашей меры любить своих врагов, но вы не должны этим оправдывать себя, вы можете в данной ситуации только укорить себя. Это вам скажут и авва Дорофей, и святой Марк Подвижник, святые Отцы «Добротолюбия», «Благолюбия», Оптинские старцы и многие другие. Но мы сами в наше время стали не способны воспринять духовное чтение, как написано в Евангелии, «ослепи очи их и окаменил есть сердца их, да не видят очима, ни разумеют сердцем, и обратятся, и исцелю их» (Ин. 12:40). Мы говорим, что нет людей, имеющих духовное рассуждение… Но все ответы лежат под нашей рукой, лежат в книгах от простых литературных переводов святых Отцов, которые доступных каждому, например, святитель Феофан Затворник достаточно легко переводит, до сложных переводов, как например, епископа Вениамина (Милова), который очень точно переводил, архиепископа Ювеналия (Половцева). И святитель Игнатий (Брянчанинов) открыто писал, что сейчас нет духовных наставников. А что нам делать? Изучать Святое Писание и писание святоотеческое.
ПРИХОЖАНКА: Одна матушка из Иерусалима, монастыря на Святой Земле, говорит, что боюсь только подумать о чём-то, как мне сразу это даётся. Она выступала по радио, а я слышала.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Очень хорошо. Надо благодарить Бога.
ПРИХОЖАНКА: И говорит, что даже боится желать в мыслях, что всё исполняется.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Какое имя матушки?
ПРИХОЖАНКА: Георгия.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Она игумения достойная, такое может быть.
ПРИХОЖАНИН: А есть разница между теми людьми, кто хотят и просят, а другой подумал, и произошло. Матушка просто подумала, и это случилось, она, может, ничего специально и не просит…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вообще, вопрос в том, что мы просим. Самое главное — «ищите прежде Царствия Божия» (Мф. 6: 33). А зачастую мы столько связаны такими бытовыми заботами… Но даже в бытовых заботах мы обращаемся к Богу. А к кому мы ещё может обратиться, скажите? В любом случае мы обращаемся к Богу, испрашиваем благословение. «Господи помоги мне то-то сделать!» Есть молитва на начало всякого дела. Мы встаем и молимся: «Господи, благослови, чтобы это дело у нас совершилось!» У матушки игумении более высокие прошения, она управляет монастырем. Может, ей нужно то, что нужно для монастыря, — Господь рядом, Он ей даёт. Она для себя уже и не просит ничего, она просит для монастыря, для сестёр, для жизни монастырской. А мы просим для себя, бытового комфорта, но Господь и в этом нам помогает, если считает, что нам нужным.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, хотелось бы точнее понять, но ведь сказано «не пецытеся убо глаголющи, что ямы или что пием» (Мф. 6:31).
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да, это заповедь. Но мы, также и в монастыре, слишком связаны бытовыми заботами, слишком связаны. И в монастыре человек идёт на послушание, послушание большей частью хозяйственное, если человек живёт в Боге, в трезвении, он просит «Господи помоги мне это сделать», потому что он идёт делать ради братии, ради Бога, или «Помоги мне, Господи, сделать послушание, чтобы его выполнить по совести». Хорошо если так, да. А когда становится послушание просто ради послушания: кому-то оно не нравится, кто-то его ненавидит, кто-то просто отбывает это послушание. Как тут поступать? В 4-м томе «Добротолюбия» у святого Феодора Студита хорошо описано про каждое послушание и как к нему нужно относится: игумену, огороднику, трапезнику, эконому и другим. Неслучайно, в уставе монастыря есть главы о должностях, помимо цели и предназначения монашества. Представляете, если мы всё время будем уделять на эти послушания, забывая о Боге, о молитве…
ПРИХОЖАНИН: Но с этим как раз более понятно, в монастыре послушания, условия…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Как раз это очень опасный момент в монастыре, когда ты забываешь про самые главные задачи, которые у тебя должны быть — в сердце, то есть стремление к Богу. А мы все переключаемся на земное. Зачастую, человек столько увлекается своим хозяйственным послушанием, что перестаёт ходить на службу, мотивируя тем, что у него послушания. Это настолько распространено, что становится болезнью. Происходит подмена. Батюшка Амвросий говорил конкретно, что никогда нельзя ради послушания оставлять богослужение. Старец Исаакий лично сидел в храме, смотрел и записывал, кто приходит в храм, а кто не приходит. Такие происходят моменты в жизни, и в монастыре это более ярко выражено, чем среди вас, среди мирских людей. С вас этого никто не спросит. Прежде всего, вы, мужчина, должны заботиться о семье, о пропитании. Жена должна заботиться, прежде всего, о детях, о семейном уюте.
ПРИХОЖАНИН: Но это тоже вменится в невыполнение заповеди «не пецытеся убо глаголющи, что ямы или что пием»…
ИГУМЕН ЕФРЕМ: У вас это оправдано в какой-то мере, а у монашествующих нет.
ПРИХОЖАНИН: На Суде же все одинаковы будут?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Всё равно с монахов больше спросится. Вы ведь прекрасно понимаете, как вы проводите своё время. Вот, предположим, у вас есть время помолиться, а вы будете в праздности находиться...
ПРИХОЖАНКА: Телевизор смотреть.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Да, предположим, телевизор смотреть или просто заниматься какими-то делами. Естественно совесть подсказывает, что вы делаете не так. И вы идёте на Исповедь и говорите, что я время проводил в праздности.
ПРИХОЖАНКА: Батюшка, а вот такой вопрос, как быть монахине, если игумения благословляет такие послушания, которые физически настолько занимают человека, что он не может посещать храм. Это просить, умолять, чтобы была возможность, или принимать, как есть?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Принимать, как есть. Мы приходили в 90-е годы в монастырь, а они были все разрушены и приходилось просто строить монастырь, и, на самом деле, это было оправдано, жить монашествующим и послушникам было негде, молиться негде… Поэтому если решились на монашество, нужно, прежде всего, довериться игумении, она мать. Кто так делает, кто доверяется, всё проходит, Господь даёт терпение, благодать… А кто обвиняет во всём игумению и говорит, что найдёт другое место, да не найдёт никогда.
ПРИХОЖАНКА: То есть лучше довериться промыслу Божию и потерпеть.
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Конечно. Далее, зашла беседа о границах веры и суеверия, об обращении в молитве к непрославленным (неканонизированным) подвижникам, превратному истолкованию случающихся событий.
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Это вопрос опять же касается нашего рассуждения, трезвения и здравого смысла. Вот мы коснулись апокрифов, преданий, каких-то ваших личных случаев — чётки дали, значит в монастырь идти, или читали про современных блаженных, и они что-то посоветовали, или ещё что-то такое. Эти вещи неудобопостигаемы и не до конца понятны нам, истолковывать их не надо и невозможно, к тому же нам, зачем? Лучше всего держаться здравого смысла и общецерковной традиции. Допустим, даже мы читаем любое святоотеческое творение, из «Благолюбия», «Добротолюбия», патериков и прочее. Там такие ситуации: конкретные люди приходят к старцам и задают конкретные вопросы, и на него получают конкретный духовный ответ. Духовный вопрос — духовный ответ. А всё остальное, околоцерковное, по большому счёту глупое, оно нас отвлекает и путает.
ПРИХОЖАНИН: Батюшка, скажите, пожалуйста, я точно не помню, но у некоторых отцов написано, что они творят Иисусову молитву, и по милости Божией, Господь даёт им благодать и сладость, когда это имя говорят. А почему тогда уныние приходит? Это потому что мы в таком состоянии находимся или бес уныния приходит, потому что человек один?
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Мы настолько все расстроены, наши чувства расстроены, что мы не можем собрать их воедино. А самое первое приходит — это уныние, потому что мы не можем постоянно пребывать в Боге. Но постоянно понуждаем и понуждаем себя на это. И начинается война. Святой Антоний Великий, когда он молился, то приходил в изнеможение. Ему явился Ангел и сказал: «помолился — потрудись, потрудился — помолись». Такое чередование способствует и помогает. Но кто из нас может хотя бы полчаса, хотя бы 15 минут, помолиться, чтобы ни один помысел вас не отвлёк. Вот попробуйте и скажите в следующий раз, сколько вы сможете прочитать молитвенное правило и не отвлечься, не ради осуждения, а ради некоторого опыта в этом, чтобы ни один помысел вас не отвлёк от молитвы, чтобы вы ни на что не отвлеклись… Старец Силуан говорил, что самое тяжёлое в жизни — это молиться, и он не просто так говорил, а знал из личного опыта. Старец Силуан был необыкновенной физической силы. Факт тот, что он в монастыре так подвизался, что уже никто так не подвизался, но как только покусился на самое драгоценное — на молитву — такие брани были!.. И как только мы приступаем к молитве, начинаются самые невообразимые брани. Как святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит, самые нелепые помыслы пойдут. И вам будет казаться, что это ваши помыслы, и вы будете принимать их на свой счёт.
ПРИХОЖАНКА: А их надо исповедовать?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Обязательно.
ПРИХОЖАНКА (другая): То есть молитва не защищает?
ИГУМЕН АРСЕНИЙ: Она открывает брань.
(О помыслах также читайте беседу от 29 ноября 2015 года).
ИГУМЕН ЕФРЕМ: Вы не взяли оружие, вы не воин, а если взяли оружие, вы воин. Вы встали на молитву, покусились быть воином Христовым. Знаете, есть такой пример, он из апокрифов: бесы сидят на заборе и ногами болтают, подвижник идёт и спрашивает их: «Что вы здесь сидите?» — «А что нам делать? Люди сами всё делают, нам делать уже нечего». А вот вы взяли чётки, а они видят, вот нашёлся ещё один умненький. Но без этого (молитвы и преодоления брани) нельзя, это наши «узкие врата» (см. Мф. 7:13, Лк. 13:23, Пс. 117:20).
Также, на воскресной беседе обсуждались и некоторые другие вопросы.
Источник: spb.optina.ru